г. Тюмень |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А70-3749/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "СК-6" на решение от 28.06.2016 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 26.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-3749/2016 по заявлению товарищества собственников недвижимости "СК-6" (625006, г. Тюмень, ул. Софьи Ковалевской, 6, ИНН 7203337203, ОГРН 1157232010726) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1, ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) об оспаривании предписания.
В заседании приняли участие представители: от товарищества собственников недвижимости "СК-6" Черепанов С.А. (доверенность от 27.03.2015), от Государственной жилищной инспекции Тюменской области Гагарина А.А. (доверенность от 09.01.2017).
Суд установил:
Товарищество собственников недвижимости "СК-6" (далее - ТСН "СК-6", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 16.02.2016 N ТО-08-11.
Решением от 28.06.2016 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ТСН "СК-6" требования отказано.
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению заявителя, в связи с отсутствием у товарищества сведений об установке в квартире N 63 многоквартирного дома 6 по ул. Софьи Ковалевской индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения расчет производился исходя из норматива потребления коммунальных услуг; неисполнение собственником этого жилого помещения обязанности по установке приборов учета и отсутствие в нем зарегистрированных граждан не освобождает его от внесения платы за коммунальные услуги, поэтому начисление производилось исходя из количества фактически проживающих граждан.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки инспекцией сделан вывод о том, что в нарушение пунктов 42, 56 и 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), ТСН "СК-6" с декабря 2015 года производит определение размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению из расчета нормативов потребления коммунальных услуг на троих проживающих в квартире N 63 многоквартирного дома 6 по ул. Софьи Ковалевской.
При этом товариществом был нарушен порядок установления количества временно проживающих в указанной квартире, поскольку акт от 30.03.2015 об установлении количества граждан, временно проживающих в указанном жилом помещении, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся; заявление от собственника квартиры или постоянно проживающих в квартире N 63 потребителей в товарищество не поступало.
По итогам проверки инспекцией составлен акт от 16.02.2016 N ТО-08-25 и выдано оспариваемое заявителем предписание от 16.02.2016 N ТО-08-11, которым на товарищество возложена обязанность в срок до 01.04.2016 привести порядок определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в соответствии с требованиями Правил N 354 и произвести соответствующий перерасчет за данные коммунальные услуги с декабря 2015 года.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Из содержания подпункта "б" пункта 57 Правил N 354 следует, что размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
В соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ииной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги в рассматриваемом периоде действующим законодательством не был предусмотрен.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что начисление и предъявление к оплате собственнику квартиры N 63 дома N 6 по ул. Софьи Ковалевской платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению с декабря 2015 года произведены в объеме, исчисленном из расчета на трех проживающих в квартире граждан.
При этом количество проживающих в квартире граждан определено товариществом на основании акта от 30.03.2015, который собственнику квартиры не вручался, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся. Заявление собственника указанного жилого помещения, предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил N 354, в адрес товарищества не поступало, протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся.
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным оспариваемого им предписания.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.06.2016 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3749/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что начисление и предъявление к оплате собственнику квартиры N 63 дома N 6 по ул. Софьи Ковалевской платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению с декабря 2015 года произведены в объеме, исчисленном из расчета на трех проживающих в квартире граждан.
При этом количество проживающих в квартире граждан определено товариществом на основании акта от 30.03.2015, который собственнику квартиры не вручался, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся. Заявление собственника указанного жилого помещения, предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил N 354, в адрес товарищества не поступало, протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2017 г. N Ф04-6342/16 по делу N А70-3749/2016
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6342/16
26.09.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10187/16
28.06.2016 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3749/16
20.05.2016 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3749/16
06.05.2016 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3749/16