г. Тюмень |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А67-4375/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета по лицензированию Томской области на решение от 17.08.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Казарин И.М.) и постановление от 18.10.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4375/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "СтоЛет" (634009, город Томск, переулок Дербышевский, 30, ОГРН 1137017016322, ИНН 7017336192) к Комитету по лицензированию Томской области (634029, город Томск, улица Белинского, 19, ИНН 7017147029, ОГРН 1067017153433) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Селиванова М.А.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "СтоЛет" - Потемкина Е.Г. по доверенности от 27.05.2016;
от Комитета по лицензированию Томской области - Сидоренко Н.В. по доверенности от 23.01.2017.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника "СтоЛет" (далее - общество, ООО "Клиника "СтоЛет") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Комитету по лицензированию Томской области (далее - комитет) о признании недействительными акта проверки от 20.05.2016 N 80 в части выявления нарушения абзаца 5 статьи 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и приказа от 20.05.2016 N 939 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Решением от 17.08.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 18.10.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемый приказ признан недействительным, на комитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем переоформления лицензии от 10.06.2014 N ЛО-7001-001350; в части признания недействительным акта проверки от 20.05.2016 N 80 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе комитет, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит указанные судебные акты отменить и отказать ООО "Клиника "СтоЛет" в удовлетворении заявленного требования.
По мнению комитета, судебно-психиатрическая экспертиза может организовываться и проводиться только в государственных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Общество, соглашаясь с выводами судов, в отзыве на кассационную жалобу просит оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Клиника "СтоЛет" обратилось в комитет с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от 10.06.2014 N ЛО-70-01-001350, предусматривающим включение в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, проведение судебно-психиатрических экспертиз.
В период с 16.05.2016 по 20.05.2016 комитетом проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении общества, результаты которой отражены в акте от 20.05.2016 N 80.
Приказом от 20.05.2016 N 939 комитет отказал ООО "Клиника "СтоЛет" в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с невозможностью в соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ организации и производства судебно-психиатрических экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений.
Не согласившись с актом проверки от 20.05.2016 N 80 в части указания в нем на наличие нарушения требований абзаца 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ и приказом от 20.05.2016 N 939, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу в части требования ООО "Клиника "СтоЛет" о признании недействительным акта проверки от 20.05.2016 N 80, суды, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что этот документ не обладает признаками ненормативного акта, оспаривание которого возможно в арбитражном суде.
Признавая недействительным приказ комитета от 20.05.2016 N 939, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действующее законодательство не содержит запрета на организацию и проведение судебно-психиатрической экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением такой деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. В данный перечень включены работы (услуги) по судебно-психиатрической экспертизе: однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической).
В силу части 7 статьи 14, части 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ основанием для отказа в переоформлении лицензии является: наличие в представленных лицензиатом заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям.
Из положений частей 1, 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
С учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности в перечень лицензионных требований могут быть включены требования о соответствии соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами, а также иные требования, установленные федеральными законами (пункты 3, 5 части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным, гражданским и административным делам производится по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 62 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.
Согласно абзацу 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 2200-О, положение абзаца 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ о проведении в государственных судебно-экспертных учреждениях судебно-психиатрической экспертизы, затрагивающей вопросы о психическом здоровье человека, направлено на обеспечение повышенного государственного контроля за качеством проводимых экспертиз и на предоставление дополнительных гарантий защиты прав и свобод граждан.
Таким образом, нахождение соискателя лицензии (лицензиата) в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения является лицензионным требованием, установленным федеральным законом к выполнению работ (услуг) по проведению судебно-психиатрической экспертизы.
Поскольку ООО "Клиника "Столет" не находится в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, правовых оснований для признания приказа комитета от 20.05.2016 N 939 недействительным у судов не имелось.
Вывод судов об отсутствии законодательно закрепленного запрета на проведение судебно-психиатрической экспертизы негосударственными медицинскими организациями является ошибочным, основан на неправильном толковании норм Закона N 73-ФЗ.
С учетом изложенного решение от 17.08.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 18.10.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда в части признания недействительным приказа комитета подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, суд кассационной инстанции считает возможным в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.08.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 18.10.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4375/2016 в части признания недействительным приказа Комитета по лицензированию Томской области от 20.05.2016 N 939 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Столет" в данной части отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 2200-О, положение абзаца 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ о проведении в государственных судебно-экспертных учреждениях судебно-психиатрической экспертизы, затрагивающей вопросы о психическом здоровье человека, направлено на обеспечение повышенного государственного контроля за качеством проводимых экспертиз и на предоставление дополнительных гарантий защиты прав и свобод граждан.
...
Вывод судов об отсутствии законодательно закрепленного запрета на проведение судебно-психиатрической экспертизы негосударственными медицинскими организациями является ошибочным, основан на неправильном толковании норм Закона N 73-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2017 г. N Ф04-6074/16 по делу N А67-4375/2016