Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2004 г. N 667-ПП
Концепция
закона города Москвы "О такси в городе Москве"
См. Закон г. Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О такси в городе Москве"
Введение
Разработка Концепции закона города Москвы "О такси в городе Москве" обусловлена фактическим отсутствием в федеральном законодательстве целостного правового регулирования вопросов таксомоторных перевозок. В нем содержатся лишь фрагментарные и не полностью соответствующие друг другу положения, которые не дают возможность участникам таксомоторных перевозок действовать в четком правовом поле и тем самым создает возможности для некачественного оказания такого рода услуг.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяющий лицензирование перевозки пассажиров легковым автотранспортом на коммерческой основе, не обеспечивает эффективного контроля осуществления предпринимательской деятельности в области таксомоторных перевозок, а также взаимодействие различных ведомств при осуществлении контроля. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ не дает действенных рычагов для борьбы с нелегальным извозом. Закон Российской Федерации от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не устанавливает механизмов поддержки органами государственной власти и местного самоуправления инвестиций в соответствующие транспортные предприятия, а также субсидирование лизинговых и кредитных схем перевозчиков, обеспечивающих повышение качества обслуживания населения.
В Москве, в свою очередь, уже действует целый ряд правовых актов в области регулирования таксомоторных перевозок. Однако в связи с тем, что они не носят комплексного характера, возникла острая потребность в принятии закона, который восполнил бы существующий пробел в правовом поле в области таксомоторных перевозок.
Принятие подобного законодательного акта находится в компетенции города Москвы, поскольку он будет затрагивать вопросы транспортного, экологического, административного законодательства.
В связи с изложенным, наиболее эффективным способом устранения имеющихся недостатков правового регулирования в области таксомоторных перевозок в городе Москве является разработка проекта предлагаемого закона города Москвы, определяющего единые подходы и требования к деятельности этого вида перевозок.
Представленная Концепция закона города Москвы "О такси в городе Москве" содержит основные позиции и положения, которые найдут свое воплощение и развитие в тексте проекта закона, будут в нем детализированы, расширены и наполнены смысловым содержанием. В законе будут сформулированы основные термины и понятия, применяемые при осуществлении таксомоторной деятельности.
Такси (таксомотор) - легковой автомобиль категории М1, имеющий соответствующие отличительные знаки обслуживания, оборудованный таксометром и предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в порядке индивидуального пользования.
Таксомоторная перевозка - перевозка, осуществляемая автомобилем-такси по маршруту, предлагаемому пассажиром по километровому или временному тарифу.
Тариф - установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на единицу расстояния или времени поездки.
Таксомоторная деятельность - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением таксомоторных перевозок людей и багажа.
Сложившаяся ситуация в области деятельности такси в городе Москве
В период плановой экономики вопросы организации таксомоторных перевозок решались, в основном, в административном порядке путем принятия соответствующих отраслевых документов.
В настоящее время таксомоторные перевозки выполняются предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и различного ведомственного подчинения, а функции лицензирования, надзора и контроля в области перевозок пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе, сертификации транспортных средств и услуг перевозчика распределены между различными уровнями государственной власти.
К нерешенным вопросам в данной области следует также отнести отсутствие терминов, которые могли бы быть использованы для регламентации данного вида деятельности. Отсутствует система подготовки и аттестации кадров. В настоящее время в Москве обслуживание населения на основании полученных в установленном порядке лицензий осуществляют около 3000 автомобилей-таксомоторов, которые принадлежат предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм, а также индивидуальным предпринимателям.
В то же время растет число владельцев транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров без оформления лицензий на перевозку пассажиров легковыми автомобилями, без правил и тарифов, без уплаты налогов в городской бюджет. Отсутствие единого порядка осуществления перевозок влечет за собой некачественное оказание услуг в данной сфере.
Анализ зарубежной практики показал, что отсутствие государственного регулирования данной отрасли в различных странах Европы не увенчалось успехом вследствие проявления неэффективности рыночного механизма применительно к таксомоторным перевозкам. К основным вопросам регулирования относятся:
- требования при допуске к профессии перевозчиков такси;
- допуск на рынок;
- регулирование качества и безопасности сервиса;
- регулирование тарифов;
- требования к водителям такси.
Цели разработки, социально-экономическая эффективность принятия закона города Москвы "О такси в городе Москве"
Проект закона города Москвы "О такси в городе Москве" ориентирован на:
- установление правовых и организационных основ для наиболее полного удовлетворения потребностей жителей и гостей столицы в качественных и безопасных услугах такси;
- установление требований, направленных на обеспечение качества и безопасности обслуживания пассажиров;
- упорядочение отношений, касающихся обеспечения качественного и безопасного обслуживания пассажиров, между органами исполнительной власти города и хозяйствующими субъектами, действующими на территории города Москвы, в связи с отсутствием правового регулирования, установленного законодательством Российской Федерации;
- развитие системы взаимодействия с саморегулируемыми организациями в сфере таксомоторных перевозок.
Принятие закона города Москвы "О такси в городе Москве" позволит:
- создать равновесие между государственным контролем и саморегулированием на основе сочетания административных и рыночных механизмов регулирования таксомоторных перевозок;
- установить особенности различных видов таксомоторных перевозок, общие требования к организации таксомоторных перевозок, порядок допуска перевозчиков к осуществлению деятельности в сфере таксомоторных перевозок, общие требования к ним;
- улучшить качество и обеспечить единые нормы безопасности в сфере таксомоторных перевозок;
- установить единство системы регулирования деятельности таксомоторных перевозок в городе Москве, порядок осуществления контроля и надзора в сфере таксомоторных перевозок;
- обеспечить приоритет в развитии таксомоторного транспорта как альтернативы использованию личного транспорта для поездок по городу, с целью снижения транспортной загрузки магистралей;
- обеспечить доступность услуги для граждан с ограниченной подвижностью;
- снизить уровень незаконного занятия предпринимательской деятельностью в сфере таксомоторных перевозок, что повлечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- привлечь инвестиции для развития таксомоторных перевозок; обеспечить сферу таксомоторных перевозок квалифицированными кадрами;
- улучшить экологическую обстановку в городе Москве.
Разрабатываемый проект закона даст возможность установить дополнительные требования к водителям и операторам таксомоторных перевозок, такие как:
- требования к профессиональным качествам водителей (стаж не менее 3 лет, знание Москвы);
- требования к транспортному средству (техническое состояние, оборудование, электронный таксометр, средства связи и навигации, внешний вид, срок эксплуатации);
- экологические требования к автомобилям-такси;
- требования к безопасности (регулярный медицинский осмотр, сезонные покрышки, ремни безопасности и т.д.);
- требования к информированию пассажира (фирменное наименование перевозчика, юридический адрес, телефон, тариф за проезд, визитная карточка водителя, телефоны органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за качеством и безопасностью услуг);
- требования к регистрации автомобиля-такси (желтые государственные номерные знаки в соответствии с приказом МВД и соответствующим ГОСТом).
Для дальнейшего развития услуги такси в городе проект закона позволит использовать различные формы государственной поддержки легальных перевозчиков. Это касается использования городских стоянок такси, единой службы заказа такси, преимущества при проведении конкурсов на право доверительного управления таксомоторными предприятиями и т.д.
Такая система государственной поддержки позволит вытеснить нелегальных перевозчиков из этого сектора транспортных услуг и не административными, а экономическими методами регулировать эти процессы.
В законопроекте необходимо также урегулировать виды контроля за таксомоторными перевозками на территории города Москвы в указанных выше целях (по уровням - ведомственный и общественный контроль), а также порядок его осуществления.
Отдельную статью (ряд статей) необходимо посвятить взаимодействию контролирующих органов города Москвы с федеральными, специально уполномоченными органами в области, связанной с регулированием оказания услуг такси, в том числе с правоохранительными органами. В целях реализации соответствующих законодательных положений на уровне правовых актов будут установлены регламенты проведения совместных проверок.
Также в законопроекте следует урегулировать вопросы организации информационного обмена между органами, контролирующими осуществление таксомоторных перевозок.
Структура закона города Москвы "О такси в городе Москве"
В преамбуле проекта закона будет отражен предмет правового регулирования и сфера его применения.
Глава 1. Общие положения
Настоящая глава посвящена задачам и принципам правового регулирования деятельности в области таксомоторных перевозок, а также определит круг участников процесса таксомоторных перевозок. В этой главе будут даны термины и понятия применительно к таксомоторным перевозкам.
Глава 2. Управление в области таксомоторных перевозок
В главе будут отображены полномочия государственных органов власти, роль саморегулируемых организаций в области таксомоторных перевозок, а также формы государственной поддержки таксомоторных перевозок.
Глава 3. Осуществление таксомоторных перевозок на территории города Москвы
В настоящей главе предусматриваются требования к безопасности при таксомоторных перевозках (включая и экологическую безопасность транспортных средств), к организаторам перевозок и водителям, их непосредственно осуществляющим. Отдельными статьями будет предусмотрено проведение тарифной политики в области таксомоторных перевозок, а также определены задачи регулирования таксомоторных перевозок.
Глава 4. Ответственность за несоблюдение настоящего закона
В связи с установлением требований глава предусматривает административную ответственность в пределах компетенции города Москвы за нарушение требований безопасности транспорта при осуществлении таксомоторных перевозок, за нарушение требований, предъявляемых к водителям, осуществляющим таксомоторные перевозки.
Глава 5. Заключительные и переходные положения
В настоящей главе в соответствии с юридическими требованиями содержатся положения о вступлении в силу закона и приведении ряда правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим законом и порядок их применения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 667-ПП "О Концепции закона города Москвы "О такси в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.