г. Тюмень |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А46-8727/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение от 22.09.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 13.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г., Тетерина Н.В.) по делу N А46-8727/2016 по иску акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (119021, г. Москва, проспект Комсомольский, д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341) к Министерству обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, 11, ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) о разделе земельного участка, признании права собственности.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Омской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Инжинирингстрой".
В заседании от акционерного общества "Главное управление обустройства войск" принял участие представитель Корзинкин А.А. по доверенности от 09.11.2016 N Д-676.
Суд установил:
акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, общей площадью 65 143 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная 4-я, д. 10, с сохранением исходного в измененных границах и образованием земельного участка общей площадью 7 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная 4-я, д. 10 с предложенными координатами точек границ вновь образованного земельного участка, а также признанием на него права собственности.
Решением от 22.09.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование АО "ГУОВ" удовлетворено частично. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 общей площадью 65 143 кв. м по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная 4-я, д. 10, разделен с сохранением исходного в измененных границах и образован земельный участок общей площадью 7 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная 4-я, д. 10 с координатами точек границ земельного участка:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
У |
|
1 |
12648 |
11474 |
2 |
12649 |
11483 |
3 |
12652 |
11506 |
4 |
12647 |
11507 |
5 |
12647 |
11513 |
6 |
12662 |
11511 |
7 |
12663 |
11520 |
8 |
12661 |
11520 |
9 |
12662 |
11523 |
10 |
12655 |
11524 |
11 |
12657 |
11536 |
12 |
12659 |
11536 |
13 |
12669 |
11534 |
14 |
12672 |
11551 |
15 |
12653 |
11553 |
16 |
12652 |
11551 |
17 |
12611 |
11557 |
18 |
12603 |
11555 |
19 |
12586 |
11557 |
20 |
12576 |
11559 |
21 |
12567 |
11561 |
22 |
12555 |
11563 |
23 |
12555 |
11561 |
24 |
12510 |
11570 |
25 |
12503 |
11566 |
26 |
12492 |
11568 |
27 |
12492 |
11567 |
28 |
12489 |
11557 |
29 |
12487 |
11551 |
30 |
12564 |
11514 |
31 |
12570 |
11531 |
32 |
12574 |
11529 |
33 |
12613 |
11510 |
34 |
12607 |
11493 |
1 |
12648 |
11474 |
В удовлетворении остальной части требований отказано.
АО "ГУОВ" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований АО "ГУОВ", признать право собственности общества на образованный земельный участок. В остальной части оставить судебные акты без изменения.
По мнению подателя жалобы, право собственности АО "ГУОВ" на земельный участок площадью 7 600 кв. м по адресу: г. Омск, 3-я Транспортная ул., 1а возникло независимо от его кадастрового учета в ГКН в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) с момента государственной регистрации общества в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица (с 08.07.2009); спорный земельный участок и до приватизации существовал как природный объект и использовался истцом для эксплуатации (извлечения полезных свойств) расположенных на нем объектов недвижимости гаражно-складского назначения; факт включения спорного земельного участка в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП никем не оспорен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "ГУОВ" было образовано путем преобразования Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации") в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 26.05.2009 N 576 "Об условиях приватизации ФГУП "Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации" был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.
В состав имущественного комплекса ФГУП под N 46 подраздела 1.1 раздела 1 "Основные средства" был включен земельный участок, площадью 0,76 га по адресу: г. Омск, 3-я Транспортная ул., 1а.
В границах указанного земельного участка, по утверждению истца, расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности:
- гараж аб/ок/6801 - здание, назначение: нежилое, площадью 166,2 кв. м, инвентарный номер: 52:401:002:000022680А, Литер: Б, этажность 1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. N 1, корпус 2;
- гараж ом/7505 - здание, назначение: нежилое, площадью 399,4 кв. м, инвентарный номер 52:401:002:000022690А, литер В, этажность 1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. N 1 А, корпус N 3;
- забор аб/ом/7504ж/бет - сооружение, назначение: ограждение. Площадь: общая протяженность: 96.0000 м, инвентарный номер: 52:401:002:000022670А, Литер: 1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. N 1 А;
- пристройка к управлению - нежилое помещение, назначение нежилое, площадью 77,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П: 1-7, этаж 1, литер А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. N 1, корпус N 1.
Право собственности подтверждается правоудостоверяющими документами, свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 31.05.2010.
В качестве документов основания государственной регистрации права указан передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, утвержденного заместителем министра обороны Российской Федерации от 30.06.2009.
Земельный участок, переданный в состав имущественного комплекса ФГУП, не учтен в государственном кадастре недвижимости.
АО "ГУОВ" были проведены землеустроительные мероприятия по подготовке схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка площадью согласно приватизационным документам 7 600 кв. м по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная 4-я, д. 10, который подлежит образованию путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068.
Определены уникальные характеристики образуемого земельного участка посредством определения координат.
Распоряжением ТУ Росимущества в Омской области от 31.07.2006 N 543-р за ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:130, площадью 156 258 кв. м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. 1.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (26.01.2007 запись N 55-55-01/100/2006-810) и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России (30.04.2014 запись N 55-55-01/088/2014-59).
Впоследствии в результате неоднократного раздела и перераспределения на основании распоряжений ТУ Росимущества в Омской области от 23.06.2005 N 348-р, от 23.06.2006 N 429-р, от 07.12.2006 N 1175-р из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090205:3068, 55:36:090205:3069, 55:36:090205:3070.
С целью проведения порядка согласования местоположения границ спорного участка письмом от 16.07.2015 N исх-439 схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории была направлена в департамент имущественных отношений Минобороны России.
Письмом от 28.08.2015 N 141/30878 департамент имущественных отношений Минобороны России сообщил о невозможности согласования схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в связи с тем, что право собственности Российской Федерации в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 не зарегистрировано.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что по результатам заключенного договора аренды от 24.08.2008 N 120-ТУ земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 передан ТУ Росимущества в Омской области на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "Инжинирингстройсервис" на срок с 27.03.2012 по 23.04.2057.
Схема расположения образуемого АО "ГУОВ" земельного участка площадью 7 600 кв. м была согласована арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 - обществом с ограниченной ответственностью "Инжинирингстройсервис".
Письмом от 22.10.2015 N 17592 истец обратился в ТУ Росимущества в Омской области для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 7 600 кв. м.
Письмом от 18.11.2015 N ТУ-02/1723 ТУ Росимущества в Омской области сообщило о необходимости согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, не согласовав представленный проект схемы.
Истец, полагая, что нарушено его право на образование земельного участка под объектами недвижимого имущества, обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 64, пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), статьями 9, 41, 65, 70, 71, 168, частью 1 статьи 64, частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, учитывая, что предложенный вариант установления границ земельного участка, возможность образования земельного участка сторонами не оспорены, ответчиком каких-либо доказательств в опровержение доводов истца не представлено, пришел к выводу о возможности образования земельного участка в соответствии с предложенными уникальными характеристиками в целях защиты интересов истца как собственника объектов недвижимости, расположенных в его границах.
При этом указал, что суд не предрешает возможность оформления обществом права собственности на образованный земельный участок с учетом обоснования площади, необходимой для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимого имущества, расположенных в его границах в порядке реализации исключительного права.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 11, пункта 2 статьи 14, пункта 5 статьи 28 Закона о приватизации, пункта 3 статьи 6 ЗК РФ, части 1 статьи 5, статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости, принимая во внимание приложение N 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 26.05.2009 N 576 "Об условиях приватизации ФГУП "Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации" (состав подлежащего приватизации имущественного комплекса), в соответствии с которым земельный участок, отвечающий критериям объекта недвижимости, отсутствует, поскольку спорный земельный участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем не введен в оборот в качестве объекта прав и не может являться объектом права собственности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований общества о признании права собственности на образованный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой инстанции и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Поскольку в данном случае иное АПК РФ не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
Кроме того, часть 1 статьи 286, пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ ограничивают процессуальные полномочия суда кассационной инстанции проверкой правильности применения норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые фактические обстоятельства и повторно оценивать исследованные судами первой и апелляционной инстанций имеющиеся в деле доказательства.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Пунктом 2 статьи 14 Закона о приватизации предусмотрено, что в решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться, в том числе сведения о наименовании имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества).
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о приватизации земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ (в действующей редакции) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Уникальные характеристики объекта недвижимого имущества определяются согласно Закону о государственном кадастре недвижимости, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Статья 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
По смыслу указанных положений ЗК РФ и Закона о государственном кадастре недвижимости участок считается сформированным и может быть объектом права, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Доказательств того, что спорный земельный участок на момент приватизации был учтен в государственном кадастре недвижимости, истцом не представлено.
Таким образом, спорный земельный участок на момент приватизации не был сформирован и не прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что в момент приватизации участок не мог являться объектом права собственности.
В пункте 58 Постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления N 10/22).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что спорный земельный участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем не введен в оборот в качестве объекта прав и поэтому не может являться объектом права собственности, исходя из того, что земельный участок образован решением суда по настоящему делу, иск о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты нарушенного права собственности на определенную вещь, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований общества о признании права собственности на земельный участок.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.09.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8727/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 58 Постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления N 10/22)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. N Ф04-312/17 по делу N А46-8727/2016