г. Тюмень |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А75-2980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югорский лес" на решение от 15.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 24.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А75-2980/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югорский лес" (628242, г. Советский, ул. Советская, 101, 1, ИНН 8622011997, ОГРН 1058600317698,) к Ханты-Мансийской таможне (628624, г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 25,Б, ИНН 8603069261, ОГРН 1038601253272,) о признании недействительными требований.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Югорский лес" - Пьянков И.С. по доверенности от 15.03.2016;
от Ханты-Мансийской таможни - Петрюк И.Н. по доверенности от 09.01.2017 N 14.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Югорский лес" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты-Мансийской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 12.02.2016 N N 10505000/03 и 10505000/04, от 20.02.2016 NN 10505000/08, 10505000/09, 10505000/10, 10505000/11, 10505000/12, 10505000/13, 10505000/14, 10505000/15, 10505000/16, 10505000/17, 10505000/18, 10505000/19, 10505000/20, 10505000/21 и 10505000/22.
Решением от 15.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 24.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя, поскольку таможенным органом формы корректировки декларации на товары (далее - КДТ) не заполнялись и не направлялись Обществу, то факт неуплаты таможенных платежей на момент выставления оспариваемых требований Таможней не установлен, следовательно, оснований для выставления названных требований не было.
Таможня возражает против доводов Общества согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2013 году в целях таможенного декларирования ввозимого товара - балансы сосны обыкновенной (код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 20 390 1) Обществом на Югорский таможенный пост Ханты - Мансийской таможни были поданы 29 деклараций на товары.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения установленных законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза условий помещения и выпуска под таможенной процедурой "Экспорт" вышеназванного товара Таможней установлено, что товар, продекларированный по названным таможенным декларациям, был вывезен с нарушением лицензий Минпромторга России, заявителем неправомерно применена вывозная таможенная пошлина в размере 15% таможенной стоимости.
По результатам данной проверки Таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 03.02.2016 и принято решение от 03.02.2016 о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.
На основании подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289) Таможней были приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в которых Обществу предложено представить в таможенный орган корректировку декларации на товары и ее электронную копию.
Данные решения были вручены лично директору Общества вместе с актом камеральной таможенной проверки.
Письмом от 11.02.2016 Общество отказалось самостоятельно вносить изменения в декларации на товары и корректировки декларации на товары не представило, в связи с чем Таможней 11.02.2016 и 17.02.2016 были самостоятельно внесены изменения в декларации на товары и скорректированы соответствующие графы в соответствии с пунктом 25 Порядка.
По факту выявленной задолженности по уплате таможенных платежей, Обществу Таможней были направлены требования об уплате таможенных платежей от 12.02.2016 N N 10505000/03 и 10505000/04, от 20.02.2016 NN 10505000/08, 10505000/09, 10505000/10, 10505000/11, 10505000/12, 10505000/13, 10505000/14, 10505000/15, 10505000/16, 10505000/17, 10505000/18, 10505000/19, 10505000/20, 10505000/21 и 10505000/22.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 152, 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), Порядком N 289, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, исходили из соответствия оспариваемых требований об уплате таможенных платежей требованиям таможенного законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
На основании части 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
При этом, как указано в пункте 6 названной статьи, нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявляются в ходе проведения таможенного контроля в соответствующей форме, а по результатам такого контроля уполномоченным лицом таможенного органа принимается соответствующее решение. Фиксация факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей осуществляется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия такого решения.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (пункт 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права требования об уплате таможенных платежей и пеней, направленные Обществу Таможней, являются лишь извещениями таможенного органа о неуплаченных Обществом в установленный срок таможенных платежах, а также об обязанности уплатить в установленный этими требованиями срок неуплаченные таможенные платежи, пени.
Нарушения же, влекущие возникновение у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявлены таможенным органом в ходе осуществления определенных форм таможенного контроля.
Как установлено судами, заявитель по настоящему делу не оспаривает выводы таможенного органа, изложенные в акте проверки и решении от 03.02.2016, о неправомерном применении при совершении таможенных операций в отношении лесоматериалов по 29 декларациям на товары вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости, однако полагает, что факт неуплаты таможенных платежей на момент направления ему указанных требований таможенным органом установлен не был.
Проверяя порядок выставления Таможней оспариваемых требований и признавая его соблюденным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на следующее.
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам регламентировано статьей 178 Закона N 311-ФЗ.
Из пункта 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ следует, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из приведенных нормативных положений, по результатам таможенной проверки должностным лицом таможенного органа составляется акт, который фиксирует факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, и принимается решение об их взыскании в соответствии с Законом N 311-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Из пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что по результатам проведения камеральной проверки Таможней составлен акт от 03.02.2016, приняты решение по результатам таможенной проверки от 03.02.2016 и решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии от 03.02.2016, которые направлены в адрес Общества заказным письмом от 04.02.2016. Указанные документы поступили в адрес Общества 08.02.2016.
Согласно решениям о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, они приняты на основании подпункта "а" пункта 11 Порядка N 289 и содержали информацию о том, в какие графы необходимо внести соответствующие изменения с указанием данных изменений.
Таким образом, действия Таможни по составлению названных решений и направлению их в адрес декларанта в срок, не превышающий 3 дней со дня принятия, соответствуют пунктам 21 и 22 Порядка N 289.
Согласно пункту 24 Порядка N 289 после получения решения декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются и (или) дополняются, КДТ и ее электронную копию, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату. Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС. В случае если КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС (пункт 24 Порядка N 289).
Пунктом 25 данного Порядка предусмотрено, что в случае если в таможенный орган не была представлена КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС либо представленные КДТ и (или) ДТС заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом.
Судами установлено, что 11.02.2016 и 17.02.2016 в связи с отказом заявителя внести изменения в декларации на товары и представить КДТ, Таможней были самостоятельно внесены изменения в декларации на товары и скорректированы соответствующие графы в соответствии с пунктом 25 Порядка N 289.
Соблюдение таможенным органом указанных выше положений Порядка N 289 и Закона N 311-ФЗ судами обеих инстанций проверено и установлено, что все предусмотренные таможенным законодательством процессуальные документы были составлены Таможней и направлены в адрес Общества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованным выводам, что направленные требования соответствуют содержанию, порядку и срокам направления требований, предусмотренным статьей 152 Закона N 311-ФЗ; наличие оснований для выставления Обществу требований об уплате таможенных платежей и соблюдение Таможней процедуры их принятия подтверждено материалами дела.
Спор по сумме платежей, указанных в оспариваемых требованиях, отсутствует.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что требования вынесены Таможней в соответствии с нормами действующего законодательства, не противоречат им и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2980/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
...
Соблюдение таможенным органом указанных выше положений Порядка N 289 и Закона N 311-ФЗ судами обеих инстанций проверено и установлено, что все предусмотренные таможенным законодательством процессуальные документы были составлены Таможней и направлены в адрес Общества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованным выводам, что направленные требования соответствуют содержанию, порядку и срокам направления требований, предусмотренным статьей 152 Закона N 311-ФЗ; наличие оснований для выставления Обществу требований об уплате таможенных платежей и соблюдение Таможней процедуры их принятия подтверждено материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2017 г. N Ф04-7079/17 по делу N А75-2980/2016