г. Тюмень |
|
3 июля 2017 г. |
Дело N А75-8632/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 июля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 22.11.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Фёдоров А.Е.) и постановление от 10.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-8632/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (628600, город Нижневартовск, улица Ленина Западный промышленный узел, панель N 18, ИНН 8603118141, ОГРН 1048600521221) к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (123995, город Москва, улица Большая Грузинская, 4/6, ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании действий.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация города Нижневартовска.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" - Захаров Р.А. по доверенности от 04.04.2017, Яковлев Д.Н. по доверенности от 23.06.2017, Зикий С.В. по доверенности от 28.04.2017;
от администрации города Нижневартовска - Черемисинов А.С. по доверенности от 16.11.2016.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (далее - общество, ООО "Коммунальник") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, надзорный орган) по отказу, изложенному в письме службы от 05.04.2016 N АА-03-03-36/5581 и в письме управления от 07.04.2016 N 03-1/3546, во включении объекта размещения отходов "Полигон по утилизации и захоронению отходов производства и потребления" (далее - полигон ТБО), расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, город Нижневартовск, автодорога Нижневартовск-Мегион, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Нижневартовска (далее - администрация).
Решением от 22.11.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 10.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. На службу и управление возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Росприроднадзор и надзорный орган просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителей кассационных жалоб, объект размещения отходов, как специально оборудованное сооружение, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения у общества отсутствует; в судебных актах имеется неопределённость в части указания площади полигона ТБО, подлежащего включению в ГРОРО.
Подробно доводы изложены в кассационных жалобах.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Коммунальник" и администрация просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, общество 18.02.2016 направило в надзорный орган письмо N 871/1 с приложением характеристики полигона ТБО для включения в ГРОРО.
Письмом от 07.04.2016 управление сообщило, что в соответствии с письмом Росприроднадзора от 05.04.2016, отказывает во включении полигона ТБО в ГРОРО по причине отсутствия в представленной обществом характеристике сведений о проектной документации на строительство полигона.
Не согласившись с указанными отказами, общество обратились в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у Росприроднадзора и управления оснований для отказа в предложении спорного полигона для включения в ГРОРО, поскольку представленные обществом характеристики полигона ТБО соответствуют экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания пункта 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок ведения кадастра), государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Порядка ведения кадастра установлено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведённой в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утверждёнными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
Согласно пункту 19 Порядка ведения кадастра территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию согласно перечню о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в том числе информацию о наименовании объекта размещения отходов, назначении объекта размещения отходов, местонахождении объекта размещения отходов, о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункт 20 Порядка ведения кадастра).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество в установленном порядке составило характеристику объекта размещения отходов, указав на отсутствие проектной документации на его строительство, так как действовавшим в тот период (введён в эксплуатацию 1970 году) законодательством проектная документация на подобные объекты не требовалась.
При таких обстоятельствах судами обоснованно отклонены ссылки подателей жалоб на недействующие в тот период положения статей 47 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Указание обществом в характеристике объекта размещения отходов в графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" и графе 7 "Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО" - нулей не противоречит Правилам инвентаризации в части заполнения данных граф характеристики (согласно Приложению), а также соответствует разъяснениям, данным в Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.09.2014 N 05-12-44/20156 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов".
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности" (действовавшего в период оформления обществом лицензии) для получения лицензии на осуществление соответствующей деятельности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе копии: документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабжённых специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности; положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, является в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В рассматриваемом случае общество осуществляло свою деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности на основании лицензии 86 N 00217 от 26.09.2014, которая 01.04.2016 была переоформлена на лицензию 86 N 00314 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества полигона ТБО, как специально оборудованного сооружения, обустроенного в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учётом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав незаконными оспариваемые действий Росприроднадзора и надзорного органа, возложив на них в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы Росприроднадзора и управления, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьёй 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование подателями кассационных жалоб норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.11.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 10.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8632/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности" (действовавшего в период оформления обществом лицензии) для получения лицензии на осуществление соответствующей деятельности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе копии: документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабжённых специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности; положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2017 г. N Ф04-2055/17 по делу N А75-8632/2016