г. Тюмень |
|
3 июля 2017 г. |
Дело N А70-12419/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 на решение от 12.12.2016 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 16.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А70-12419/2016 по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (625000, г. Тюмень, улица Володарского,38; ОГРН 1027200811483, ИНН 7202028202) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15; ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979) о признании незаконным решения.
В заседании приняли участие представители:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" - Нигматуллина Ж.Р. по доверенности от 07.04.2017 N 100;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Зацепина К.А. по доверенности от 09.09.2016 N 11.
Суд установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (далее - Учреждение, ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - ИФНС России по г. Тюмени N 3, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.05.2016 N 36878 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых предусматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Решением от 12.12.2016 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что налогоплательщик не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган сообщения о закрытии на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации по месту нахождения организации, тем самым совершил противоправное деяние, за которое пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность.
Податель жалобы считает, что ссылка судов на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", утратившего законную силу, привела к принятию неверного решения.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебном заседании 22.06.2017 был объявлен перерыв до 29.06.2017.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, дополнительные письменные пояснения, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.03.2016 N 314 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" переименовано в ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет"; 06.04.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Основным заявленным видом деятельности Учреждения является образование высшее (ОКВЭД 85.22); Учреждение имеет шесть зарегистрированных филиалов на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа; представительств у Учреждения не зарегистрировано.
Согласно пункту 1.5 Устава Учреждения с учетом изменений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 25.03.2016 N 314, место нахождения Учреждения - г. Тюмень. По данным ЕГРЮЛ адресом Учреждения является: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 38.
1 марта 2016 года Учреждение предоставило в Инспекцию сообщение о закрытии обособленных подразделений:
- с 20.08.2015 обособленного подразделения "библиотечно/издательский комплекс" по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72, 16;
- с 20.10.2014 обособленного подразделения "библиотечно/издательский комплекс" по адресу; 625027, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38, 2;
- с 10.12.2015 обособленного подразделения "библиотечно/издательский комплекс" по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 70, 104.
12 мая 2016 года Инспекцией вынесено решение N 36878, в соответствии с которым Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 07.07.2016 N 313 решение Инспекции от 12.05.2016 N 36878 утверждено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о нарушении Учреждением срока представления сообщения о закрытии обособленных подразделений, установленного пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 11, 23, 83, 126 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", принимая во внимание письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.01.2010 N 03/02-07/1-6, от 19.02.2016 N 03-02-07/1-9377, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными фактическими обстоятельствами, пришли к выводу о неправомерном привлечении Учреждения к налоговой ответственности в связи с отсутствием достаточных оснований для постановки на налоговый учет Учреждения вновь в том же налоговом органе.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из обстоятельств, установленных судами, и положений норм материального права, указанных в судебных актах.
Проанализировав приведенные выше нормы права, суды исходили из того, что Учреждение состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС России по г. Тюмени N 3; библиотечно-издательские комплексы, которые налоговый орган считает структурными подразделениями, и по месту нахождения которых, по мнению Инспекции, Учреждение должно быть поставлено на налоговый учет, находятся в месте нахождения юридического лица (г.Тюмень) и на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет тот же налоговый орган, в котором заявитель состоит на учете в качестве налогоплательщика (ИФНС России по г. Тюмени N 3).
Кроме того, суды, принимая судебные акты, руководствовались положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым не предусмотрена возможность создания некоммерческими организациями иных территориально обособленных подразделений за исключением филиалов и представительств.
Аналогичные выводы сделаны Министерством финансов Российской Федерации в письме от 19.02.2016 N 03-02-07/1-9377.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает вывод о недоказанности материалами дела применительно к обстоятельствам настоящего дела наличия совокупности обстоятельств, служащих основанием для привлечения Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.12.2016 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12419/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав приведенные выше нормы права, суды исходили из того, что Учреждение состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС России по г. Тюмени N 3; библиотечно-издательские комплексы, которые налоговый орган считает структурными подразделениями, и по месту нахождения которых, по мнению Инспекции, Учреждение должно быть поставлено на налоговый учет, находятся в месте нахождения юридического лица (г.Тюмень) и на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет тот же налоговый орган, в котором заявитель состоит на учете в качестве налогоплательщика (ИФНС России по г. Тюмени N 3).
Кроме того, суды, принимая судебные акты, руководствовались положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым не предусмотрена возможность создания некоммерческими организациями иных территориально обособленных подразделений за исключением филиалов и представительств.
Аналогичные выводы сделаны Министерством финансов Российской Федерации в письме от 19.02.2016 N 03-02-07/1-9377.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает вывод о недоказанности материалами дела применительно к обстоятельствам настоящего дела наличия совокупности обстоятельств, служащих основанием для привлечения Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем принятые по делу судебные акты отмене не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2017 г. N Ф04-1493/17 по делу N А70-12419/2016