г. Тюмень |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А75-13120/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска на решение от 27.12.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А75-13120/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационное управление-2" (628310, город Нефтеюганск, 16-й микрорайон, 35, 78, ИНН 8604042417, ОГРН 1088604000100) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (628309, город Нефтеюганск, улица Строителей, 4/1, ИНН 8604045440, ОГРН 1098604000692) об оспаривании предписания.
В заседании принял участие представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска - Якубова Э.Д. по доверенности от 09.06.2017.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационное управление-2" (далее - общество, ОАО "ЖЭУ-2") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее - департамент) от 08.09.2016 N 97-МЖК/П.
Решением от 27.12.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое предписание принято департаментом в пределах полномочий; решение общего собрания собственников многоквартирного дома является ничтожным в связи с отсутствием необходимого кворума.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя департамента, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЖЭУ-2" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нефтеюганск, 9 микрорайон, дом 25 (далее - МКД).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения (квартира N 7) данного МКД, департаментом проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что общество за период с августа 2013 года по август 2016 года произвело повышение платы за содержание и ремонт общего имущества собственников жилья МКД в отсутствии соответствующих решений собственников; департаментом не приняты решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленные протоколом от 01.11.2014 N 2, ввиду их ничтожности (отсутствие кворума - не подтверждены сведения о праве собственности на помещения в МКД 40 лиц, участвующих в голосовании).
По результатам проверки 08.09.2016 департаментом составлен акт проверки N 97-МЖК/А и выдано предписание N 97-МЖК/П, согласно которому обществу в срок до 30.10.2016 надлежит устранить выявленное нарушение путём перерасчёта собственнику жилого помещения N 7 МКД излишне начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества за период с 10.08.2013 по 01.09.2016, исходя из размера платы 24, 88 руб. за 1 кв. м.
Не согласившись с указанным предписанием службы, ОАО "ЖЭУ-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано департаментом по результатам проверки, проведённой с превышением пределов предоставленных полномочий; доказательств, свидетельствующих об отсутствии кворума при принятии собственниками помещений решений, оформленных протоколом от 01.11.201 N 2, департаментом не представлено.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из содержания части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса следует, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса).
Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определён Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 115-оз).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 115-оз в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, органами муниципального жилищного контроля осуществляется, в том числе контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях.
Пунктом 3 части 6 статьи 2 названного Закона установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется, в том числе путём выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, относящихся к сфере деятельности органов муниципального жилищного контроля.
В нарушение названных норм департаментом был осуществлён муниципальный жилищный контроль и выдано предписание в отношении жилищного фонда, не отнесённого к муниципальному жилищному фонду (квартира N 7 МКД).
Доводы департамента о наличии у него права на проведение проверки в отношении жилого фонда, который не относится к муниципальному, со ссылкой на статью 165 Жилищного кодекса, обоснованно отклонены судами, поскольку полномочия, возложенные на органы местного самоуправления указанной статьёй не относятся к мерам муниципального жилищного контроля, по результатам внеплановой проверки деятельности управляющей организации они уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
С учётом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о превышении департаментом пределов предоставленных ему полномочий при выдаче оспариваемого предписания являются верными.
Кроме того, суды обоснованно указали на отсутствие у департамента оснований для признания ничтожным предоставленных ему решений собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом от 01.11.2014 N 2.
В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
По мнению департамента, решения собрания собственников помещений оформленных протоколом от 01.11.2014 N 2 приняты в отсутствие кворума.
Вопреки доводам департамента отсутствие в протоколе общего собрания собственников МКД сведений о документах, подтверждающих право собственности, части помещений в доме не свидетельствует о фактическом отсутствии кворума при принятом решении.
Данные решения собственников не были оспорены в установленном порядке.
При таких обстоятельствах у департамента не имелось правовых оснований для отклонения представленных ему в ходе проверки решений собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 01.11.2014 N 2.
Совокупность указанных обстоятельств, оценённых судами во взаимной связи в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, позволила судам прийти к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание департамента не соответствует жилищному законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учётом изложенного суды обеих инстанций, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно признали предписание департамента от 08.09.2016 N 97-МЖК/П недействительным.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию департамента по делу, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.12.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-13120/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2017 г. N Ф04-2396/17 по делу N А75-13120/2016