г. Тюмень |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А75-12836/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска на решение от 13.01.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 24.04.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А75-12836/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 4" (628307, город Нефтеюганск, 7-й микрорайон, 50, 1, ИНН 8604050672, ОГРН 1118619002303) к отделу муниципального жилищного контроля Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (628309, город Нефтеюганск, улица Строителей, 4/1, ИНН 8604045440, ОГРН 1098604000692) об оспаривании предписания.
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационное управление N 4" (далее - ОАО "ЖЭУ N 4", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания от 08.09.2016 N 92-МЖК/П, выданного отделом муниципального жилищного контроля Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее - орган муниципального контроля).
Решением от 13.01.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 24.04.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное ОАО "ЖЭУ N 4" требование удовлетворено.
Орган муниципального контроля утверждает, что внеплановая проверка деятельности ОАО "ЖЭУ N 4" проведена в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые органом муниципального контроля судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "ЖЭУ N 4" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: города Нефтеюганск, микрорайон 7, дом 39б (далее - спорный дом).
В связи с обращением собственника квартиры N 10 спорного дома органом муниципального контроля проведена проверка законности повышения обществом тарифа по содержанию и ремонту общего имущества этого дома.
По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016 N 92-МЖК/А, в котором сделан вывод о том, что при исчислении платы за содержание и ремонт общего имущества за август 2013 ОАО "ЖЭУ N 4" незаконно применен тариф 26 руб. 81 коп., в период с сентября 2013 года по июнь 2015 года - 28 руб. 28 коп., в период с июля 2015 года по июнь 2016 года - 29 руб. 13 коп., а в период с июля 2016 года - 29 руб. 71 коп., установленный решениями от 27.06.2014 N 2 общего собрания собственников спорного дома.
При этом органом муниципального контроля сделан вывод, что названные решения собственников ничтожны в силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием кворума собрания.
С целью устранения выявленного проверкой нарушения органом муниципального контроля вынесено оспариваемое заявителем предписание, которым на общество возложена обязанность в срок до 30.10.2016 произвести перерасчет собственнику квартиры N 10 излишне начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества спорного дома за период с 10.08.2013 по 01.09.2016 исходя из размера платы 26 руб. 81 коп. за 1 кв. м площади жилого помещения.
Удовлетворяя требование ОАО "ЖЭУ N 4" о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из содержания части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса следует, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса).
Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определён Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 115-оз).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 115-оз в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, органами муниципального жилищного контроля осуществляется, в том числе контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях.
Пунктом 3 части 6 статьи 2 названного Закона установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется, в том числе путем выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, относящихся к сфере деятельности органов муниципального жилищного контроля.
В нарушение названных норм органом муниципального контроля был осуществлен контроль и выдано предписание в отношении жилищного фонда, не отнесенного к муниципальному жилищному фонду (квартира N 10 спорного дома).
Доводы органа муниципального контроля о наличии у него права на проведение проверки в отношении жилого фонда, который не относится к муниципальному, со ссылкой на статью 165 Жилищного кодекса, обоснованно отклонены судами, поскольку полномочия, возложенные на органы местного самоуправления указанной статьей не относятся к мерам муниципального жилищного контроля, по результатам внеплановой проверки деятельности управляющей организации они уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о превышении органом муниципального контроля пределов предоставленных ему полномочий при выдаче оспариваемого предписания являются верными.
Кроме того, суды обоснованно указали на отсутствие у органа муниципального контроля оснований для признания ничтожными решений собрания собственников помещений спорного дома, оформленных протоколом от 27.06.2014 N 2.
В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
По мнению органа муниципального контроля, решения собрания собственников помещений спорного дома, оформленные протоколом от 27.06.2014 N 2, приняты в отсутствие кворума.
Вопреки этим доводам отсутствие в протоколе общего собрания собственников спорного дома сведений о документах, подтверждающих право собственности, части помещений в доме не свидетельствует о фактическом отсутствии кворума при принятии решения, которое в последующем не было оспорено в установленном порядке.
При таких обстоятельствах у органа муниципального контроля не имелось правовых оснований для отклонения решений собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 27.06.2014 N 2.
Совокупность указанных обстоятельств, оцененных судами во взаимной связи в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позволила судам прийти к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание департамента не соответствует жилищному законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.01.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.04.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-12836/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2017 г. N Ф04-2799/17 по делу N А75-12836/2016