Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 22 марта 1994 г. N 221
Предложения
ГУВД г. Москвы по совершенствованию законодательства, направленные на усиление борьбы с правонарушениями
1. В целях активизации работы по пресечению и ликвидации преступных группировок целесообразно:
1.1. В Законе "О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов и иных участников судебного процесса" предусмотреть особый порядок оформления процессуальных документов, производства следственных действий исключающий разглашение сведений о свидетелях, судьях и иных участниках процесса по делам, связанным с организованной преступностью, коррупцией. В рамках этого же закона решить вопрос о закреплении специально выделенных следователей и прокурорских работников для проведения расследований уголовных дел по линии организованной преступности, коррупции. Установить особый режим контроля за проведением предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам, возбужденным в отношении "воров в законе", лидеров и активных участников организованных преступных группировок, предусматривающий ограничение доступа к материалам данных дел. Разработать комплекс мер по предупреждению и ограждению участников процесса и членов их семей от морального и физического насилия.
1.2. Изложить в новой редакции такие статьи УПК РФ, как: ст. 162 "Очная ставка", ст. 164 "Предъявление для опознания", ст. 201 "Ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела", ст. 298 "Допрос свидетелей", дополнив указанные статьи нормой, оговаривающей особый порядок их осуществления по делам о коррупции и организованной преступности.
1.3. Дополнить ст. 122 УПК РФ пунктом следующего содержания: "Лицо, обоснованно подозреваемое в совершении тяжкого преступления, либо в отношении которого имеются оперативные данные о его принадлежности к устойчивой преступной группе, может быть задержано на срок до 30 суток".
1.4. Дополнить УК РСФСР статьями, предусматривающими:
- назначение меры пресечения - заключение под стражу в отношении обвиняемых, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений по признаку повторности преступного деяния;
- по всем составам умышленных преступлений квалифицирующими признаками или обстоятельствами, отягчающими ответственность, считать использование любых видов оружия с целью достижения преступного замысла, а также совершение противоправного деяния после вынесения официального предостережения государственных, контрольных и исполнительных органов.
1.5. В целях пресечения коррупции в органах государственного управления в Закон "О государственной службе" предусмотреть обязательное заполнение декларации о доходах, а также возможность отстранения от должности государственного служащего, работающего в органах власти, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции, в случаях уклонения от оформления декларации либо при установлении явного несоответствия объявленных доходов с фактическим положением дел.
2. Преступность иногородних граждан, в том числе из ближнего зарубежья, негативным образом сказывается на состоянии оперативной обстановки в городе. Принятый 25.06.93 г. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводит понятие регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, но не предусматривает ответственности за нарушение этого требования. В связи с этим необходимо ускорить принятие законодательного акта, предусматривающего административную и уголовную ответственность за нарушение требований данного Закона.
Кроме того, в целях предупреждения и пресечения правонарушений со стороны иногородних граждан, прибывающих в г. Москву с преступными и иными противоправными намерениями, предлагается принятие Законов Российской Федерации:
- "О внесении дополнений в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в котором определить г. Москву - столицу Российской Федерации как одно из мест, где может быть ограничено право на свободы передвижения, выбор пребывания и проживания;
- "О введении особого режима регистрации пребывания в столице Российской Федерации г. Москве граждан, постоянно проживающих за пределами РФ в регионах бывшего СССР", где законодательно предусмотреть в г. Москве особый режим регистрации пребывающих граждан, постоянно проживающих за пределами России";
- "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в котором установить уголовную ответственность за нарушение правил паспортной системы, занятие бродяжничеством или попрошайничеством и усилить административную ответственность за проживание, допущение проживания и прием на работу без паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, либо регистрации (прописки), за умышленную порчу паспорта или утрату его по небрежности, а также за незаконное изъятие паспорта и других документов, удостоверяющих личность, принятие их в залог.
3. Серьезной остается проблема предупреждения угонов и краж автотранспортных средств. В г. Москве отмечается значительный рост этого вида преступлений. Учитывая, что похищенный автотранспорт часто демонтируется, используется и реализуется как запасные части и агрегаты, целесообразно установить уголовную ответственность, препятствующую совершению противоправных деяний, ввести в УК РСФСР ст. 196-1 и 196-2, где предусмотреть ответственность за подделку, изменение или устранение номеров узлов, агрегатов автотранспортных средств, приобретение их с заведомо поддельными номерами, за восстановление механических повреждений кузовов автомобилей без соответствующих документов, выданных органами милиции.
Необходимо также установить новый порядок выдачи доверенностей на право пользования и распоряжения транспортным средством, с приданием этим документам статуса строгой отчетности, нанесением на них защитной сетки, серии, номера, и обязательного направления информации в органы внутренних дел.
4. Каждое четвертое преступление несовершеннолетних совершается с участием взрослых. Необходимо пересмотреть диспозицию ст. 210 ч. 2 УК РСФСР таким образом, чтобы факт участия взрослого лица в совершении преступления совместно с подростком считался оконченным составом преступления, по формальному признаку.
5. В условиях значительного увеличения нагрузки на следователей, широкого распространения групповых и организованных видов преступлений и усложнения процесса доказывания по уголовным делам, необходимо:
5.1. Отнести к компетенции органов дознания производство расследования по менее тяжким преступлениям, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или иное, более мягкое наказание (статьи УК РФ: 89, ч. 1; 90, ч. 1; 92, ч. 1; 93, ч. 1; 94, 94-1; 94-2; 96, ч. 3; 97; 99; 100; 109; 110; 111; 113 - 115; 115-1; 115-2; 127; 128; 129; 132; 133-1; 134; 139-1; 140; 140-1; 144, ч. 1 и 2; 145, ч. 1; 147, ч. 1 и 2; 150; 152; 152-1; 154-1; 155; 156, ч. 2; 156-2; 156-4; 157-1; 158 - 160; 162; 162-2; 162-3; 165 - 167; 167-2; 169; 186; 188, ч. 1; 188-1; 188-3; 190-2; 190-3; 191; 193; 194 - 196; 198-1; 198-2; 207; 208, ч. 1 и 2; 208-1; 210; 210-1; 210-2; 211, ч. 2; 211-2; 211-3; 212-1, ч. 1 и 2; 213; 213-1; 215-1; 217, ч. 1; 217-1, ч. 1; 218; 219; 220; 222; 223-1; 223-2 ч. 1; 223-4 ч. 1; 223-5, ч. 1; 224-2; 224-3; 225; 225-1, ч. 1; 226; 226-2; 228 - 230).
5.2. Поручить органам дознания вести расследования по делам о нераскрытых преступлениях, не отнесенным законом к тяжким и особо тяжким, до момента установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
5.3. Закрепить возможность прекращения по истечении сроков давности уголовных дел в случае неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых за совершение преступлений, за которые по закону не может быть назначена смертная казнь.
5.4. Допускать защитника к участию в деле с момента задержания лица в качестве подозреваемого, четко регламентировав порядок вызова адвоката, не перекладывая эту обязанность с заведующих юридическими консультациями на следователей, ограничив функции последних дачей телеграммы в юридическую консультацию, а обязанность по обеспечению явок и ответственность за них возложить на заведующих юридическими консультациями. Решить вопрос о допуске к участию в деле в качестве защитников представителей юридических кооператоров.
5.5. Предусмотреть возможность выполнения отдельных следственных действий без адвоката в случае его участия в деле с момента процессуального задержания, если его вызов невозможен (вечернее время, праздничные и выходные дни).
5.6. Решить вопрос о бесплатном проведении исследований и экспертиз, переводов специализированными или экспертными учреждениями либо о проведении данных следственных действий в кредит с последующим выставлением счета для взыскания стоимости с виновного в судебном порядке.
5.7. Дополнить ст. 78 УПК РСФСР частью 2, допускающей назначение и проведение судебно-медицинских, криминалистических и других экспертиз, для определения наличия либо отсутствия состава преступления.
6. Предлагается внести изменения в ст. 415 УПК РСФСР и изложить ч. 1 в следующей редакции: "По делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 настоящего Кодекса, органы дознания производят задержание правонарушителя в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 122 УПК РСФСР, не позднее чем в 20-дневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя" (далее по тексту).
Увеличение срока подготовки материалов вызывается тем, что количество преступлений, по которым такая форма предусмотрена, расширилось с 14 до 53 составов, возросла нагрузка на дознавателей, по многим составам требуется проведение медицинских освидетельствований (ст. 112, 206, ч. 1 УК), технических и других исследований (ст. 218, ч. 2 УК), в силу различных причин не представляется возможным в 10-дневный срок получить справки о судимости, другие характеризующие правонарушителя данные.
7. В связи с образованием подразделений дознания в органах внутренних дел ввести в УПК РСФСР ст. 117-1 о полномочиях начальника отдела (отделения) дознания, изложив ее по аналогии с редакцией ст. 127' УПК (полномочия начальника следственного отдела).
8. В соответствии с Законом РСФСР от 18.04.91 г. "О милиции" на криминальную милицию возложена обязанность выявления правонарушений в банковской и кредитно-финансовой системах (п. 25, ст. 11). Вместе с тем руководители ряда банковских структур со ссылкой на Закон РСФСР от 02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности", который исключил органы дознания из числа правомочных контролировать указанную деятельность (ст. 25) и под предлогом охраны коммерческой тайны отказывают оперативным сотрудникам в предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности банков и их клиентов.
С учетом изложенного Государственной Думе РФ необходимо внести изменения в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности", изложив п. 2 ст. 25 # в следующей редакции: "Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций могут выдаваться самим организациям, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, органам дознания, органам арбитража, аудиторским организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения".
9. В целях предупреждения краж и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств с объектов хранения целесообразно внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях следующие дополнения: ст. 169-1 следующего содержания: "Невыполнение должностным лицом или собственником предписаний органов внутренних дел о приведении технической защиты от преступных посягательств объектов хранения материальных ценностей и денежных средств, независимо от формы собственности (кроме жилого фонда), в соответствие с требованиями, установленными нормативными актами, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 минимальных месячных размеров оплаты труда".
10. Большое значение для обеспечения правопорядка на улицах и иных общественных местах имеет использование на патрулировании военнослужащих и дружинников, привлечение к предупредительно-профилактической работе других общественных формирований. В помощь органам милиции привлекались и военнослужащие Министерства обороны, однако более активное их участие в совместном патрулировании с милицией на улицах и в других местах, использование военных в акциях по изъятию оружия и т.д. при отсутствии режима чрезвычайного положения сдерживается отсутствием законодательной базы. В связи с этим необходим Закон "Об использовании военнослужащих Министерства обороны в охране правопорядка", так как в Законах "Об обороне", "О безопасности", "О чрезвычайном положении" нормы по этому вопросу нет.
Закон "Об общественных формированиях" по охране общественного порядка и профилактике правонарушений также необходим, чтобы активизировать работу народных дружин и других иных формирований правоохранительной направленности.
11. Необходимо ввести ответственность за лжепредпринимательство и лжебанкротство, нарушение правил выпуска и обращения ценных бумаг и уклонение от ведения бухгалтерского учета, другие злоупотребления в кредитно-финансовой, налоговой сферах, при осуществлении приватизации и предпринимательства.
Также предусмотреть ответственность в ст. 155 КАП РСФСР за отпуск бензина или других горючесмазочных материалов на неисправном либо не прошедшем госпроверку оборудовании.
12. В целях повышения ответственности участников дорожного движения за нарушение правил дорожного движения целесообразно принять решение:
12.1. О введении обязательного страхования гражданской ответственности за нарушение правил, норм и стандартов, установленных в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с передачей страховым компаниям права оформления дорожно-транспортных происшествий, повлекших лишь механические повреждения транспортных средств.
12.2. О повышении размеров штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения, влияющих на состояние дорожно-транспортной обстановки и обеспечение бесперебойного движения транспорта.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 22 марта 1994 г. N 221 "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.