г. Тюмень |
|
25 сентября 2017 г. |
Дело N А70-14704/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Клат Е.В.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Бородиной А.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 15.03.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Голощапов М.В.) и постановление от 05.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Глухих А.Н., Еникеева Л.И., Солодкевич Ю.М.) по делу N А70-14704/2016 по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 19" (г. Тюмень) (625017, г. Тюмень, ул. Авторемонтная, д. 2, ИНН 7224012710, ОГРН 1027200876119) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" (625003, г. Тюмень, ул. Республики, д. 2, ИНН 7202022521, ОГРН 1037200550640) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, участвующее в деле, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области (судья Гнездилова Н.В.) в заседании участвовал в помещении Арбитражного суда Свердловской области представитель Министерства обороны Российской Федерации - Нестерова У.Ю. по доверенности от 19.12.2016 N 212/1/266;
В помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в заседании участвовал представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 19" (г. Тюмень) Попова О.А. по доверенности от 06.03.2017 N 14.
Суд установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 19" (далее - ГБУЗ ТО "Областная больница N 19", больница, истец) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", комиссариат, ответчик) о взыскании 2 052 626 руб. 79 коп. расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство, третье лицо).
Решением от 15.03.2017 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены. С ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" в пользу ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" взыскано 2 052 626 руб. 79 коп. задолженности, 33 263 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением от 05.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 15.03.2017 оставлено без изменения.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что суды неверно истолковали понятие трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые медицинским работникам, участвующим в призывной компании, за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работодателем трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагаются страховыми взносами.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" выразило несогласие с доводами заявителя, обжалуемые судебные акты считает законными, обоснованными, неподлежащими отмене. Указывает, что в период выполнения государственных и общественных обязанностей работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, средний заработок облагается страховыми взносами, обязанность компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов возложена законом на комиссариат.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные правовые позиции.
Заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статьей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами, в период с 2014 по 2016 годы ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" направляло врачей-специалистов и средний медицинский персонал в комиссариат для проведения военно-врачебной комиссии по призыву граждан на действительную военную службу.
Средний заработок работников больницы компенсирован ответчиком, спор у сторон возник по поводу обязанности компенсировать истцу расходы по уплате страховых взносов.
Ссылаясь на то, что комиссариат обязан компенсировать больнице расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование, исчисленных и уплаченных в связи с сохранением среднего заработка лицам, привлеченным ответчиком для исполнения государственной обязанности, ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками за период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, облагается страховыми взносами, необходимости компенсировать соответствующие расходы комиссариатом.
Апелляционный суд поддержал выводы арбитражного суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими нормам закона, установленным фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые медицинским работникам, участвующим в призывной компании, за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работодателем трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагаются страховыми взносами, подлежат отклонению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт направления работников ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" в ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", несения истцом расходов по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), учитывая предмет и основания исковых требований, суды пришли к обоснованному выводу о наличии обязанности у ответчика по возмещению понесенных ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда (глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 1, статья 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 1 статьи 7, статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Суды, руководствуясь положениями статей 165, 170 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из того, что сохранение работником места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, предусматриваемых законом, с сохранением среднего заработка осуществляется в рамках трудовых отношений.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления в порядке, предусмотренном статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты отмене н подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.03.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 05.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14704/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт направления работников ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" в ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", несения истцом расходов по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), учитывая предмет и основания исковых требований, суды пришли к обоснованному выводу о наличии обязанности у ответчика по возмещению понесенных ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда (глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 1, статья 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 1 статьи 7, статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Суды, руководствуясь положениями статей 165, 170 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из того, что сохранение работником места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, предусматриваемых законом, с сохранением среднего заработка осуществляется в рамках трудовых отношений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2017 г. N Ф04-3476/17 по делу N А70-14704/2016