г. Тюмень |
|
26 сентября 2017 г. |
Дело N А03-9763/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на решение от 23.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 08.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А.. Сбитнев А.Ю.) по делу N А03-9763/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, город Кемерово, Бульвар Пионерский, 4/А; ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) к администрации Поспелихинского района Алтайского края (659700, Алтайский край, район Поспелихинский, село Поспелиха, улица Коммунистическая,7; ОГРН 1022202523837, ИНН 2265001797) о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительных листов серии АС N 006772678, серии АС N 006781248 в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об обязании администрации Поспелихинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС N 006772678, серии АС N 006781248, в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, 9; ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) о признании незаконным бездействия, выраженного в неприостановлении операций по следующим счетам должника и его структурных подразделений: администрации Поспелихинского района (лицевой счет N 01173019010, N 05173019010); комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 03173000350, N 08173000350); комитета по образованию администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 01173019010, N 03173019010, N 05173019010), об обязании Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Поспелихинского района Алтайского края, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам серии АС N 006772678, серии АС N 006781248: администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевой счет N 01173019010, N 05173019010); комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 03173000350, N 08173000350); комитета по образованию администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 01173019010, N 03173019010, N 05173019010).
Другие лица, участвующие в деле:
- Комитет по образованию Поспелихинского района Алтайского края (659700, Алтайский край, район Поспелихинский, село Поспелиха, улица Коммунистическая,7; ОГРН 1022202523694, ИНН 2265001902);
- Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Поспелихинского района Алтайского края (659700, Алтайский край, район Поспелихинский, село Поспелиха, улица Коммунистическая, 7; ОГРН 1022202523276, ИНН 2265002046).
В судебное заседание, проводимое путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.), представители сторон не явились.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю) и администрации Поспелихинского района Алтайского края (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным как несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) бездействия администрации Поспелихинского района по исполнению исполнительных листов серии АС N 006772678, серии АС N 006781248 в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ, об обязании администрации Поспелихинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС N 006772678, серии АС N 006781248, в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ, о признании незаконным как не соответствующим БК РФ бездействия УФК по Алтайскому краю, выраженное в неприостановлении операций по следующим счетам должника и его структурных подразделений: администрации Поспелихинского района (лицевой счет N 01173019010, N 05173019010); комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 03173000350, 08173000350); комитета по образованию администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 01173019010, N 03173019010, N 05173019010), об обязании УФК по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Поспелихинского района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам серии АС N 006772678, серии АС N 006781248: администрации Поспелихинского района (лицевой счет N 01173019010, N 05173019010); комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 03173000350, N 08173000350); комитета по образованию администрации Поспелихинского района Алтайского края (лицевые счета N 01173019010, N 03173019010, N 05173019010).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по образованию Поспелихинского района Алтайского края (далее - комитет по образованию), комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Поспелихинского района Алтайского края (комитет по финансам).
Решением от 23.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 08.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что заинтересованное лицо в нарушение положений БК РФ не исполнило возложенную на него законом обязанность по исполнению исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение. По мнению Общества, исполнение решения суда не должно ставиться в зависимость от бюджетного дефицита. Доказательств того, что заинтересованным лицом предприняты все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, администрацией в материалы дела не представлено.
Кроме того, податель жалобы полагает, что право заявителя на получение всех сумм, взысканных по судебному решению, продолжает нарушаться, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, следовательно, срок, предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд за защитой нарушенного права, Обществом не пропущен.
УФК по Алтайскому краю возражает против доводов Общества согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решением от 10.01.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20133/2013 удовлетворены требования Общества о взыскании с администрации долга и неустойки в размере 3 169 388 руб., а также о возмещении судебных расходов в размере 9 020 руб.
Также решением от 04.12.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14293/2013 удовлетворены требования Общества к администрации, с последней взыскана задолженность в размере 15 328 101,06 руб. (долг и пени), 9 020 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Выданные на основании указанных решений исполнительные листы серии АС N 006772678 и АС N 006781248 были направлены Обществом в порядке статьи 242.5 БК РФ для исполнения в УФК по Алтайскому краю.
От администрации района получена информация об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
На основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ в связи с неисполнением должником в течение 3-х месяцев со дня поступления исполнительного документа осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации района приостановлено УФК по Алтайскому краю; письмами от 10.06.2014 N УНЛ-14-2467 и от 06.05.2014 N УНЛ-14-3621 Общество уведомлено о неисполнении должником требований исполнительных документов серии АС N 006772678 и АС N 006781248.
Считая бездействие администрации, выразившееся в неисполнении требований исполнительных документов, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 217, 239, 242.2, 242.5 БК РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 239 БК РФ следует, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Глава 24.1 БК РФ содержит два порядка исполнения судебных актов о взыскании из муниципальной казны в зависимости от категории исполнительного документа.
Первый порядок связан с исполнением судебных по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета. Данному порядку соответствует статья 242.2 БК РФ.
Второй порядок связан с исполнением судебных актов о взыскании неисполненных денежных обязательств муниципальных казенных учреждений. Данному порядку соответствует статья 242.5 БК РФ.
В рассматриваемом случае суды установили, что Общество в порядке статьи 242.5 БК РФ направило исполнительный лист для исполнения в УФК по Алтайскому краю.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 242.2, 242.5 БК РФ и учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными статьями БК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что заинтересованным лицом принимались все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта, а также установив частичное исполнение требований исполнительного документа, сделали вывод об отсутствии со стороны администрации незаконного бездействия по исполнению требований исполнительного документа. При этом судами учтено, что на момент выдачи арбитражным судом указанных выше исполнительных листов на исполнении в УФК по Алтайскому краю находились иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности с администрации. Поскольку на исполнении находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, а общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по данному исполнительному листу) значительно превышает запланированные расходы, у администрации отсутствуют полномочия по исполнению обязательства перед заявителем в первоочередном порядке.
Кроме того, из материалов дела следует и судами учтено, что администрация неоднократно обращалась в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края с просьбой выделения либо дотации на оплату долга за полученный уголь или получения бюджетного кредита на оплату угля по муниципальному контракту 2012, 2013, 2014 годов. Полученные бюджетные кредиты на общую сумму 8 млн. руб. были полностью направлены на погашение задолженности за уголь перед Обществом, так как носили целевой характер. Кроме того получены субсидии из краевого бюджета на обеспечение расчетов за уголь в 2015 году - 2,3 млн. рублей, 1,4 млн. руб., 5,7 млн. руб., в 2016 году - 4,6 млн. руб. Также Администрацией района в материалы дела представлены платежные поручения, в соответствии с которыми происходит частичная оплата по указанным исполнительным листам.
Суды также не установили незаконного бездействия заинтересованного лица по невнесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного документа Общества, поскольку данные действия возможны при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.
Иное толкование заявителем положений гражданского и бюджетного законодательств, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует об их неправильном применении судами.
Доводы заявителя о том, что денежные обязательства по исполнительным листам, поступившим на исполнение в Управление Федерального казначейства в более поздний срок, были исполнены администрацией в полном объеме, подлежат отклонению как документально не подтвержденные.
Учитывая положения БК РФ, статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказа Казначейства России от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" (далее - Приказ N 24), Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Федерации", суды также пришли к верному выводу о том, что оснований для приостановления операций по счетам указанных заявителем органов (комитет по образованию, комитет по финансам) у УФК по Алтайскому краю не имелось ввиду отсутствия у них статуса обособленного (структурного) подразделения администрации.
При этом суды приняли во внимание, что указанные заявителем комитеты зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц; в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, формируемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, данные органы в качестве обособленных (структурных) подразделений администрации не указаны; комитету по финансам, комитету по образованию не открывались счета обособленных подразделений в казначействе в порядке пункта 42 Приказа N 24; данные лица являются самостоятельными участниками бюджетного процесса; вышеуказанные комитеты являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.
Несогласие Общества с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку судами рассмотрено дело по существу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 08.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9763/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также не установили незаконного бездействия заинтересованного лица по невнесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного документа Общества, поскольку данные действия возможны при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.
...
Учитывая положения БК РФ, статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказа Казначейства России от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" (далее - Приказ N 24), Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Федерации", суды также пришли к верному выводу о том, что оснований для приостановления операций по счетам указанных заявителем органов (комитет по образованию, комитет по финансам) у УФК по Алтайскому краю не имелось ввиду отсутствия у них статуса обособленного (структурного) подразделения администрации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2017 г. N Ф04-3709/17 по делу N А03-9763/2016
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3709/17
08.06.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-508/17
23.03.2017 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-9763/16
03.02.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-508/17