г. Тюмень |
|
23 ноября 2017 г. |
Дело N А75-1256/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска на решение от 16.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 25.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-1256/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЮганскСевер" (628310, г. Нефтеюганск, микрорайон 15, дом 15, пом. 1, ИНН 8604048112, ОГРН 1108619001171) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (628309, г. Нефтеюганск, ул. Строителей, 4) о признании незаконным предписания.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЮганскСевер" (далее - ООО "Управляющая компания "ЮганскСевер", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее - департамент, орган муниципального контроля) о признании незаконным предписания от 12.01.2017 N 175-МЖК/П.
Решением от 16.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено.
В кассационной жалобе департамент утверждает, что внеплановая проверка деятельности общества проведена в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Управляющая компания "ЮганскСевер", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы департамента и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Управляющая компания "ЮганскСевер" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 15, дом 11 (далее - спорный дом).
В связи с обращением собственников квартир N 2, 3, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 26, 30, 32, 36, 37, 39, 41, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 66, 67, 68, 70, 83, 91, 110, 115, 117, 118, 119, 121, 122, 124, 125, 130, 138, 139, 140, 141, 146, 147, 148, 161, 163, 164, 165, 172, 173, 174, 175, 179 спорного дома органом муниципального контроля проведена проверка законности повышения обществом тарифа на содержание и ремонт общего имущества.
По результатам проверки составлен акт от 12.01.2017 N 175-МЖК/А, в котором указано, что общество при исчислении платы за содержание и ремонт общего имущества за сентябрь 2013 года - август 2014 года применяло тариф 35 руб. 95 коп., в период с сентября 2014 по август 2015 - в размере 38 руб. 11 коп., с сентября 2015 установлен тариф 39 руб. 90 коп. При этом тариф в размере 32 руб. 15 коп. утвержден протоколом общего собрания собственников от 27.12.2010 N 2, тариф в размере 39 руб. 90 коп. - протоколом общего собрания собственников от 18.10.2016 N 2.
По мнению департамента, у общества отсутствовали законные основания для применения тарифа в размере 35 руб. 95 коп. в период с сентября 2013 года по август 2014 года и в размере 38 руб. 11 коп. в период с сентября 2014 года по август 2015 года.
С целью устранения выявленного проверкой нарушения департаментом вынесено оспариваемое заявителем предписание, которым на ООО "Управляющая компания "ЮганскСевер" возложена обязанность в срок до 27.02.2017 произвести перерасчет излишне начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества спорного дома упомянутым собственникам жилых помещений за период с 12.2013 по 08.2015 из расчета 32 руб. 15 коп. за 1 кв. м площади жилого помещения.
Удовлетворяя требование общества о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что департаментом не доказано наличие у него как у органа муниципального жилищного контроля надлежащих полномочий на проведение проверки и принятие оспариваемого предписания в отношении жилых помещений, не относящихся к муниципальному жилому фонду.
Из содержания части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) следует, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса).
Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определён Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 115-оз).
Из положений части 6 статьи 2 Закона N 115-оз, постановления администрации города Нефтеюганска от 06.07.2015 N 85-нп "Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска" следует, что департамент вправе проверять соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и выдавать им предписания об устранении выявленных нарушений только в отношении муниципального жилищного фонда.
Пункт 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса определяет муниципальный жилищный фонд как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение названных норм федерального законодательства и законодательства автономного округа департаментом был осуществлен контроль и выдано предписание в отношении жилищного фонда, не отнесенного к муниципальному жилищному фонду (квартиры N N 2, 3, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 26, 30, 32, 36, 37, 39, 41, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 66, 67, 68, 70, 83, 91, 110, 115, 117, 118, 119, 121, 122, 124, 125, 130, 138, 139, 140, 141, 146, 147, 148, 161, 163, 164, 165, 172, 173, 174, 175, 179 спорного дома).
Доводы органа муниципального контроля со ссылкой на статью 165 Жилищного кодекса, о наличии у него права на проведение проверки в отношении жилого фонда, который не относится к муниципальному, обоснованно отклонены судами, поскольку полномочия, возложенные на органы местного самоуправления указанной статьей не относятся к мерам муниципального жилищного контроля, по результатам внеплановой проверки деятельности управляющей организации они уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых департаментом судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 25.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1256/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) следует, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса).
...
Пункт 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса определяет муниципальный жилищный фонд как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
...
Доводы органа муниципального контроля со ссылкой на статью 165 Жилищного кодекса, о наличии у него права на проведение проверки в отношении жилого фонда, который не относится к муниципальному, обоснованно отклонены судами, поскольку полномочия, возложенные на органы местного самоуправления указанной статьей не относятся к мерам муниципального жилищного контроля, по результатам внеплановой проверки деятельности управляющей организации они уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф04-4674/17 по делу N А75-1256/2017