г. Тюмень |
|
6 декабря 2017 г. |
Дело N А27-1903/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 08.06.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 29.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Усанина Н.А.) по делу N А27-1903/2017 по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (650066, г. Кемерово, проспект Ленина, 80А; ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, д.11; ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Кирен" Кириллова Светлана Васильевна (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 1/ 51); Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, проспект Бардина, 14;
ОГРН 1044217029768, ИНН 4217011333).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Камышова Ю.С.) в заседании участвовала представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Исмагилова М.Н. по доверенности от 14.06.2017.
Суд установил:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - регистрирующий орган, Инспекция) о признании незаконным решения от 12.12.2016 N 21084А о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Кирен" (далее - Общество); недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности Общества (ОГРН 1034217012268, ИНН 4217005749) в связи с ликвидацией от 12.12.2016 за государственным регистрационным номером 2164205752984; обязании Инспекции внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи от 12.12.2016 за государственным регистрационным номером 2164205752984 о прекращении деятельности Общества в связи с ликвидацией (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ликвидатор Общества Кириллова С.В., Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области.
Решением от 08.06.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 07.02.2003, включено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1034217012268; присвоен ИНН 4217005749.
18.10.2010 Обществом принято решение о ликвидации юридического лица, назначен ликвидатор.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка 22.10.2010 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии решения о ликвидации Общества, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора юридического лица.
Сообщение о ликвидации юридического лица было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.04.2011 N 13 (320), установлен срок для предъявления требований кредиторами (в течение двух месяцев со дня опубликования).
В 2013 году Фонду стало известно о процедуре ликвидации Общества, в связи с чем ликвидатору последнего было направлено заявление об установлении требований кредитора и включении в реестр требований кредиторов суммы капитализированных платежей (исх. N 01-14/09-8075 от 05.08.2013).
05.08.2013 Фондом в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка направлены возражения по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием о наличии у Общества задолженности по капитализированным платежам.
12.12.2016 Инспекцией (с 01.01.2016 выполняющей функции Единого регистрационного центра по Кемеровской области) было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 91 том 1).
На основании представленных Обществом документов (заявление о ликвидации по решению юридического лица от 05.12.2016, протокол общего собрания учредителей от 04.12.2016) в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) Инспекцией принято решение от 12.12.2016 N 21084А о прекращении деятельности Общества в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 12.12.2016.
Фонд, ссылаясь на то, что государственная регистрация в связи с ликвидацией Общества произведена с нарушением действующего законодательства, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Фондом требования, суды, руководствуясь, в том числе положениями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ, позициями Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в определении N 305-КГ16-17934 от 28.12.2016 и постановлениях Президиума от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2014 N 4407/14, соответственно, пришли к выводам, что порядок ликвидации юридического лица был нарушен, документы на ликвидацию были поданы в регистрирующий орган без учета задолженности перед Фондом, что свидетельствует о недостоверности ликвидационного баланса, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для государственной регистрации прекращения деятельности Общества.
Как установлено судами, 05.08.2013 Фонд направил ликвидатору Общества требование кредитора, в котором указал размер капитализированных платежей (общая сумма задолженности Общества перед Фондом составила 2 048 397,22 руб.); налоговому органу также были направлены возражения по исключению Общества из ЕГРЮЛ.
25.12.2013 Фонд направил ликвидатору обращение, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения требований кредитора; 08.04.2016 направил сообщение о сроках удовлетворения требований кредитора с указанием реквизитов для перечисления денежных средств.
Учитывая установленные обстоятельства суды пришли к обоснованному выводу, что ликвидатору Общества до составления промежуточного ликвидационного баланса было известно об имущественных требованиях Фонда; поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
Как правомерно отмечено судами, данное обстоятельство следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые (достоверные) сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, в том числе относительно того, что в законный срок для предъявления требований кредиторов Фондом требования не были предъявлены, что у Инспекции отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации, что судом не проверена правильность расчета капитализированных платежей, получили надлежащую правовую оценку судов, не опровергают выводы судов, сделанные по результатам исследования доказательств в их совокупности, относительно нарушения порядка ликвидации юридического лица.
Довод Инспекции о нецелесообразности заявленных Фондом требований отклоняется в силу статьи 67 АПК РФ.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию судами неправильного решения и постановления.
Учитывая изложенное кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.06.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1903/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные Фондом требования, суды, руководствуясь, в том числе положениями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ, позициями Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в определении N 305-КГ16-17934 от 28.12.2016 и постановлениях Президиума от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2014 N 4407/14, соответственно, пришли к выводам, что порядок ликвидации юридического лица был нарушен, документы на ликвидацию были поданы в регистрирующий орган без учета задолженности перед Фондом, что свидетельствует о недостоверности ликвидационного баланса, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для государственной регистрации прекращения деятельности Общества.
...
Как правомерно отмечено судами, данное обстоятельство следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые (достоверные) сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2017 г. N Ф04-4843/17 по делу N А27-1903/2017