г. Тюмень |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А45-24109/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.06.2017 (судья Наумова Т.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 (судьи Фертиков М.А., Жданова Л.И., Павлова Ю.И.) по делу N А45-24109/2016 по исковому заявлению мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34; 630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) к обществу с ограниченной ответственностью "АКД-Мета" (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Лескова, дом 23, этаж 1, ОГРН 1105476026798, ИНН 5405416327) о взыскании задолженности по договору аренды, по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКД-Мета" к мэрии города Новосибирска о признании недействительными уведомления и приложений N 7 и N 9 к договору аренды в части, обязании осуществить перерасчет арендных платежей.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "АКД-Мета" - Горшкова И.Ю. по доверенности от 19.06.2017.
Суд установил:
мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АКД-Мета" (далее - ООО "АКД-Мета", общество) 558 767 руб. 20 коп. долга по договору аренды земельного участка от 30.09.2010 N 101673 за июнь 2016 года, 76 564 руб. 16 коп. пени за период с 02.09.2016 по 24.01.2017.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.01.2017 для совместного рассмотрения с первоначальным иском к производству принят встречный иск общества к мэрии, уточненный в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором общество просило:
- признать недействительным в силу ничтожности приложение N 7 к договору аренды от 30.09.2010 N 101673 в части установления двукратного размера арендной платы и указания на годовой размер арендной платы в сумме, превышающей 4 008 394 руб. 56 коп., на ежемесячный платеж в сумме, превышающей 334 032 руб. 88 коп., и в части текста примечания "и в двукратном размере";
- признать недействительным в силу ничтожности уведомление от 14.10.2014 N 20-10452;
- признать недействительным в силу ничтожности приложение N 9 к договору аренды от 30.09.2010 N 101673 в части установления двукратного размера арендной платы и указания на годовой размер арендной платы в сумме, превышающей 3 875 526 руб. 63 коп., на ежемесячный платеж в сумме, превышающей 322 960 руб. 55 коп., и в части текста примечания "и в двукратном размере";
- обязать мэрию осуществить перерасчет арендных платежей по договору аренды земельного участка от 30.09.2010 N 101673 за период с 07.06.2014 по 20.06.2015, исключив применение двукратного размера по пункту 7 постановления Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 213-п.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.06.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017, встречный иск удовлетворен полностью, в удовлетворении исковых требований мэрии отказано. С мэрии в пользу общества взысканы 24 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 35 503 руб., излишне уплаченной по иску государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, мэрия обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее исковых требований и об отказе в удовлетворении встречного иска.
В жалобе заявитель указывает на то, что поскольку арендная плата за земли публичной собственности, предоставленные без проведения торгов, является регулируемой, и в заявленный обществом период перерасчета арендной платы порядок определения размера арендной платы за земельные участки на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 213-п, установившим двукратный размер арендной платы за земельный участок, предоставленный для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) на случай, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка объект не введен в эксплуатацию, то у мэрии не имелось оснований не применять положения названного нормативного акта в обстоятельствах отсутствия введенного обществом в эксплуатацию объекта жилищного строительства на предоставленном ему земельном участке.
По мнению мэрии, одновременно с двукратной ставкой имелись основания и для применения в расчете арендной платы корректирующего коэффициента (Кдоп) в размере 3,4, установленного решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - решение Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961 об утверждении коэффициентов арендной платы).
Мэрия считает неверным вывод судов о том, что корректирующий коэффициент (Кдоп) является санкцией за не введение в эксплуатацию уже построенного объекта жилищного строительства.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что его правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2016 N 304-ЭС16-10690 об отказе в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "НСК Девелопмент" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, общество просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение мэрии о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ, рассматривается в отсутствие ее представителей.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между мэрией (арендодатель) и закрытым акционерным обществом Научно-производственное предприятие "Метаприбор" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 30.09.2010 N 101673 (далее - договор аренды), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 54:35:071105:47, расположенный в пределах Октябрьского района города Новосибирска, площадью 15 597 кв. м.
Земельный участок передается арендатору для строительства многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения, подземной автостоянки, распределительного пункта, центрального теплового пункта по ул. Лескова (пункт 1.3 договора аренды).
Согласно пункту 1.4 договора аренды срок договора установлен с 30.09.2010 по 30.09.2013.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора аренды порядок взимания и размер арендной платы по договору определяются ежегодно в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 21.01.2008 N 5-па, решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.04.2008 N 961, размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы федеральным, областным или городским нормативно-правовым актом без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере (в том числе введение в действие, прекращение действия, изменение величины льгот и повышающих коэффициентов) начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом предусматривается такое изменение.
Расчет арендной платы определен в приложении N 3 к договору аренды и установлен с учетом, в том числе коэффициента Кдоп в размере 1,7, годовой размер арендной платы определен в сумме 2 776 464 руб., а с 25.10.2010 в сумме 5 552 928 руб. 01 коп.
С согласия мэрии по соглашению от 03.10.2011 закрытое акционерное общество Научно-производственное предприятие "Метаприбор" передало права и обязанности арендатора по договору аренды ООО "АКД-Мета".
Замена арендатора произведена по дополнительному соглашению от 07.06.2012 N 1 к договору аренды.
Дополнительным соглашением от 03.04.2013 N 2 к договору аренды продлен срок его действия до 30.09.2016, признано утратившим силу с 01.04.2013 приложение N 3 к договору (расчет размера арендной платы), предусмотрено, что расчет размера арендной платы с 01.04.2013 осуществляется в соответствии с приложением N 5 к договору аренды, в котором установлены новый годовой размер арендной платы - 5 062 025 руб. 85 коп., размер ежемесячного платежа - 421 835 руб. 49 коп., коэффициент Кдоп вместо 1,7 - в размере 3,4.
Уведомлением от 14.10.2014 N 20-10452 мэрия города Новосибирска сообщила арендатору об увеличении с 07.06.2014 размера арендной платы в два раза на основании пункта 7 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 213-п (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п), и о том, что в связи с этим арендная плата с 07.06.2014 составляет 10 630 254 руб. 28 коп. в год (886 854 руб. 52 коп. в месяц).
Дополнительным соглашением от 26.01.2015 N 3 к договору аренды предусмотрены, в частности следующие изменения: пункт 1.3 договора изложен в новой редакции, согласно которой земельный участок передается арендатору для строительства многоквартирных 19-25 этажных домов с помещениями общественного назначения, автостоянкой, трансформаторной подстанции, общественной уборной, автомобильной дороги необщего пользования; расчет размера арендной платы с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с приложением N 7 к договору. Согласно названному приложению размер арендной платы исчисляется с учетом коэффициента Кдоп 3,4, уровня инфляции и в двукратном размере и составляет 11 214 918 руб. 27 коп. в год.
В связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, равной 70 951 000 руб., на основании определения Новосибирского областного суда от 15.02.2016 N 3а-16/2016 мэрия сообщила обществу о перерасчете арендной платы с 01.01.2015, годовой размер которой составил 8 018 788 руб. 97 коп., ежемесячный - 668 065 руб. 75 коп. (письмо от 16.08.2016 N 31/20-4406).
В последующем к договору аренды стороны подписали дополнительное соглашение от 02.06.2016 N 4, в частности, изложив в новой редакции пункты 1.1, 1.3, предусматривающие расположение земельного участка в пределах Октябрьского района города Новосибирска и его разрешенное использование: многоквартирные 19-25 этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; трансформаторные подстанции; общественные уборные; автомобильные дороги необщего пользования, и изменение его площади на 15080 кв. м.
В дополнительном соглашении от 02.06.2016 N 4 также предусмотрено, что расчет размера арендной платы с 10.06.2015 осуществляется в соответствии с приложением N 9 к договору, которым предусмотрено исчисление арендной платы от уменьшенной площади участка, также как и ранее применен коэффициент Кдоп 3,4, значение уровня инфляции, двукратный размер платы, которая составила 7 751 053 руб. 26 коп. в год, 645 921 руб. 10 коп. в месяц. Этим же соглашением установлено, что размер арендной платы с 21.06.2015 производится на основании отчета оценщика и составляет 6 937 000 руб. в год или 578 083 руб. 33 коп. в месяц.
Ссылаясь на наличие у общества задолженности за июнь 2016 года и обязанности по уплате договорной неустойки за период с 02.09.2016 по 24.01.2017, мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Полагая незаконными уведомление мэрии о начислении арендной платы в двукратном размере по тому основанию, что общество по истечении трех лет с даты предоставления земельного участка в аренду не ввело в эксплуатацию объект жилищного строительства, а также подписанные сторонами приложения N 7 и N 9 к договору аренды в части, содержащей указание на годовую и ежемесячную сумму арендной платы, исчисленные в двукратном размере, и в части раздела "примечание", предусматривающего применение двукратного размера, общество обратилось к мэрии с встречным иском.
Ссылаясь на то, что вследствие применения недействительных условий договора аренды в период их действия с 07.06.2014 по 20.06.2015 обществом уплачена арендная плата в завышенном размере, что привело к переплате внесенных платежей за аренду в сумме 4 900 698 руб. 46 коп., а также пени в сумме 69 911 руб. 64 коп., ООО "АКД-Мета" во встречном иске также просило обязать мэрию произвести перерасчет арендной платы, исключив применение двукратного размера, а также отказать в удовлетворении иска мэрии в связи с тем, что имеющаяся переплата значительно превышает предъявленную сумму первоначального иска.
Удовлетворяя встречный иск и, отказывая в удовлетворении первоначального иска, суды руководствовались статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 статьи 65, подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктами 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), разъяснениями, содержащимися в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 582) и исходили из того, что указанная в оспариваемых обществом уведомлении мэрии и приложениях N 7, N 9 к договору аренды двукратная ставка по существу представляет собой санкцию за затягивание сроков жилищного строительства свыше трех лет.
Суды указали, что аналогичная санкция в виде коэффициента Кдоп ранее уже применена сторонами в расчетах арендной платы по договору аренды с 2010 года в размере 1,7 за нарушение срока свыше 2 лет, и с 2013 года в размере 3,4 за нарушение срока свыше 3 лет, произведенных в соответствии с указанными в договоре аренды Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Новосибирской области от 21.01.2008 N 5-па (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы от 21.01.2008 N 5-па, действовало до принятия Положения о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п) и решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961 об утверждении коэффициентов арендной платы).
Суды пришли к выводу о том, что такой порядок расчета арендной платы, по которому производится ее увеличение дважды на основании одного и того же обстоятельства, нарушает основные принципы порядка исчисления арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ N 582. Кроме того, суды указали, что при этом общество ставится в невыгодное (дискриминационное) положение в сравнении с теми арендаторами земельных участков в целях жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), нарушение трехлетнего срока ввода в эксплуатацию объекта которыми наступило в период действия Положения о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п, но после утраты силы решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961 об утверждении коэффициентов арендной платы (с 03.07.2015) и принятия Советом депутатов г. Новосибирска нового решения от 24.06.2015 N 1404, утвердившего, в том числе коэффициент Кдоп, иного характера, не поставленного в зависимость от сроков ввода в эксплуатацию объекта строительства.
Установив, что вследствие неправомерного порядка исчисления арендной платы в период с 07.06.2014 по 20.06.2015 у общества образовалась переплата, как уплаченных им сумм арендной платы, так и сумм пени, превышение которой над размером правомерно предъявленных мэрией в первоначальном иске требований, ответчиком по встречному иску не оспорено, в иске мэрии суды отказали.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора аренды и до 01.03.2015, предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены постановлением Правительства РФ N 582 и должны неукоснительно соблюдаться при определении указанной регулируемой цены.
К таким принципам, в частности отнесены экономическая обоснованность, предсказуемость расчета размера арендной платы, предельная допустимая простота расчета арендной платы запрет необоснованных предпочтений.
Судами правильно установлено, что на дату заключения сторонами договора аренды действовало Положение о порядке определения размера арендной платы от 21.01.2008 N 5-па, пунктом 3 которого предусматривалось, что годовой размер арендной платы за использование земельного участка определяется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по формуле:
Ап = Кс x Кр x Ка x Кдоп, где: Ап - годовой размер арендной платы в рублях; Кс - кадастровая стоимость предоставляемого в аренду земельного участка, Кр - коэффициент, устанавливающий зависимость арендной платы от вида разрешенного использования земельного участка; Ка - коэффициент, устанавливающий зависимость арендной платы от категории арендатора; Кдоп - корректирующий коэффициент.
Коэффициенты Кр, Ка и Кдоп утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
На основании Положения о порядке определения размера арендной платы от 21.01.2008 N 5-па Советом депутатов г. Новосибирска принято решение от 22.04.2008 N 961 об утверждении названных коэффициентов, в том числе дополнительного коэффициента (Кдоп), применяемого в случае, если объекты недвижимости на предоставленном в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка, и равного 3,4 (решение Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961 в редакции от 23.05.2012), и в связи с отсутствием введенного обществом в эксплуатацию объекта жилищного строительства по истечении указанного срока стороны в подписанном дополнительном соглашении от 03.04.2013 N 2 предусмотрели применение при расчете арендной платы коэффициента (Кдоп) в размере 3,4.
С 07.06.2014 утратило силу Положение о порядке определения размера арендной платы от 21.01.2008 N 5-па в связи с вступлением в силу одноименного Положения от 26.05.2014 N 213-п, в котором установлена аналогичная ранее действовавшей методика (формула) расчета арендной платы, порядок ее исчисления органами местного самоуправления.
Пунктом 7 Положения о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п установлено, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в двукратном размере, если иное не установлено земельным законодательством.
В связи с установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Новосибирской областью нормативного положения о двукратном увеличении исчисленной арендной платы в вышеприведенных случаях, мэрия сочла правомерным одновременное применение в расчете арендной платы обществу с 07.06.2014 ранее установленного решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961 коэффициента Кдоп в размере 3,4, и двукратной ставки.
Указанные выводы суды обоснованно признали неверными и нарушающими вышеприведенные основополагающие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Правильно применив положения ЗК РФ, постановления Правительства РФ N 582, нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере правового регулирования определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена (Положение о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п), а также нормативного правового акта органа местного самоуправления (решение Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961), суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что двукратная ставка, как и дополнительный коэффициент Кдоп в размере 3,4, по существу являются санкцией, а в рамках определенных гражданских правоотношений, представляет собой элемент регулируемой платы за земельные участки публичной собственности.
Поскольку применение в расчете арендной платы, как санкции, так и элемента арендной платы, введенных в связи с одним и тем же обстоятельством, противоречит общеобязательным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства РФ N 582, суды правомерно признали недействительным отраженный в уведомлении и в приложениях N 7 и N 9 к договору аренды порядок расчета арендной платы за период с 07.06.2014 по 20.06.2015 при одновременном применении коэффициента Кдоп 3,4 и двукратного размера платы.
Суд округа также отмечает, что согласно пункту 2 постановления Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 213-п, утвердившего Положение о порядке определения размера арендной платы, органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Новосибирской области рекомендовано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Учитывая вышеизложенное, суд округа приходит к выводу о том, что требование общества об обязании мэрии произвести перерасчет арендной платы, исключив применение за период с 07.06.2014 по 20.06.2015 двукратного размера платы, а не коэффициента Кдоп 3,4 не приводит и к нарушению прав и законных интересов арендодателя.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном выводе суда первой инстанции о том, что предусмотренная пунктом 7 Положения о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п двукратная ставка представляет собой санкцию за затягивание сроков жилищного строительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания судебного акта безусловного вывода суда об этом не следует.
Ссылка заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2016 N 304-ЭС16-10690 является несостоятельной, поскольку в рамках указанного дела вопросы, составляющие предмет настоящего спора, предметом требований не являлись.
Иных доводов и оснований для отмены принятых судами по настоящему делу решения и постановления, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая вышеизложенные, предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых мэрией судебных актов, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.06.2017 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу N А45-24109/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив положения ЗК РФ, постановления Правительства РФ N 582, нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере правового регулирования определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена (Положение о порядке определения размера арендной платы от 26.05.2014 N 213-п), а также нормативного правового акта органа местного самоуправления (решение Совета депутатов г. Новосибирска от 22.04.2008 N 961), суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что двукратная ставка, как и дополнительный коэффициент Кдоп в размере 3,4, по существу являются санкцией, а в рамках определенных гражданских правоотношений, представляет собой элемент регулируемой платы за земельные участки публичной собственности.
Поскольку применение в расчете арендной платы, как санкции, так и элемента арендной платы, введенных в связи с одним и тем же обстоятельством, противоречит общеобязательным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства РФ N 582, суды правомерно признали недействительным отраженный в уведомлении и в приложениях N 7 и N 9 к договору аренды порядок расчета арендной платы за период с 07.06.2014 по 20.06.2015 при одновременном применении коэффициента Кдоп 3,4 и двукратного размера платы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2018 г. N Ф04-5880/17 по делу N А45-24109/2016
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5880/17
21.09.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-286/17
09.06.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-24109/16
17.02.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-286/17