Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 18 ноября 2004 г. N 2323-РП
Методические рекомендации
по осуществлению оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предприятиях оптового продовольственного комплекса города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью упорядочения закупки (в том числе импорта), поставки (в том числе экспорта), транспортирования, хранения и оптовой торговли сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предприятиями оптового продовольственного комплекса, а также для создания условий в бесперебойном обеспечении населения качественной и безопасной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в соответствии с требованиями федеральных законов (с учетом изменений и дополнений) от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 14 мая 1993 г. N 4979/1-1 "О ветеринарии", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с указанными федеральными законами.
1.2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать участникам оптового продовольственного комплекса, осуществляющим оборот сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в городе Москве.
Отношения, возникающие между юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оформляются договорами по соглашению сторон (поставки товаров, хранения товаров, аренды производственных помещений и т.п.) в соответствии с требованиями гражданского законодательства и рекомендациями разработанных типовых договоров аренды производственных помещений между "арендодателем" и "арендатором" и хранения продуктов питания между "хранителем" и "поклажедателем" (товаровладельцем).
1.3. Деятельность по обороту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории города Москвы вправе осуществлять любые российские и иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве таковых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Организации, занимающиеся производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
2. Основные понятия
Оборот пищевых продуктов - купля-продажа (в том числе экспорт, импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов (далее - реализация), их хранение и перевозки.
Торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Предприятие оптового продовольственного комплекса - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров (оптовый рынок, распределительный центр, комплекс оптовой торговли, холодильные предприятия, складские производственные помещения).
Распределительный центр - предприятие, осуществляющее реализацию определенного ассортимента, принадлежащих предприятию сельскохозяйственной продукции и продовольствия в определенном месте и в определенное время по установленным правилам.
Оптовый продовольственный рынок - предприятие, предоставляющее торговые места арендаторам и обеспечивающее условие для осуществления ими преимущественно на конкурентной основе оптовой торговли сельскохозяйственной продукции и продовольствия в определенном месте и в определенное время по установленным правилам.
Комплекс оптовой торговли - предприятие, сочетающее в едином комплексе оптовый рынок и распределительный центр.
Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Продовольственное сырье - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Продукты детского питания - предназначенные для детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.
Продукция животноводства - мясо и другие пищевые продукты, полученные в результате убоя животных, молоко, яйца, рыба, мед, используемые в пищу, а также продовольственное сырье животного происхождения.
Пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.
Биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.
Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Нормативные документы - государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие).
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий - документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов.
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Ветеринарный сопроводительный документ - документ установленного образца, выдаваемый организациями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на все виды подконтрольных грузов (товаров), подтверждающий, что указанные грузы (товары) выходят из местности, благополучной по особо опасным и карантинным болезням животных, а пищевые продукты животного происхождения, кроме того, подвергнуты ветеринарно-санитарной экспертизе в установленном порядке и соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.
Товарно-сопроводительные документы (далее - ТСД) - документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути товародвижения. К ТСД относятся приходно-расходные, товарно-транспортные и железнодорожные накладные.
Товарно-транспортные накладные (далее - ТТН) - первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. ТТН имеет два раздела: товарный и транспортный. В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар. К ним относятся: наименование, адрес и банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре (наименование, сорт, количество мест, масса брутто, нетто тары, вид упаковки, цена, сумма). Кроме того, могут быть указаны суммы НДС и должны быть подписи ответственных лиц, разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших товар.
Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки товара и содержит информацию о дате отправки, номере автомобиля и путевого листа, наименование и адрес заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя; пункте погрузки и разгрузки, сведения о грузе (наименование, сорт, единица измерения, количество единиц, цена за единицу, сумма, на которую поставляется товар), а также документы, следующие с грузом, где указывается вид упаковки, количество мест.
Железнодорожная накладная - ТСД, оформляемая при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию она аналогична товарно-транспортной накладной, имея незначительные отличия (например, данные о номере вагона).
Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных свойств, доведения информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается не пригодным для использования по назначению.
Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
Генетически модифицированные источники - сырье и пищевые продукты, используемые человеком в натуральном или переработанном виде, полученные из генетически модифицированных организмов или содержащие их в своем составе.
Утилизация пищевых продуктов, материалов и изделий - использование некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий в целях, отличных от целей, для которых пищевые продукты, материалы и изделия предназначены и в которых обычно используются.
Контроль (инспектирование) качества и безопасности пищевых продуктов - проверка соответствия количественных и качественных характеристик продукции и процесса производства, от которых зависит качество продукции, установленным техническим требованиям, а также получение информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в нормативной и технической документации и в соответствующих законодательных актах Российской Федерации и города Москвы.
Государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
3. Требования к предприятиям оптового продовольственного комплекса
3.1. Размещение предприятий оптового продовольственного комплекса должно осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01), а также требованиями пожнадзора и технадзора.
3.2. Планировка и технические возможности предприятий оптового продовольственного комплекса должны обеспечивать требуемые условия для приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов.
3.3. Хранение пищевой продукции допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям строительных, санитарных и ветеринарных правил и норм и должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
3.4. Виды деятельности предприятий оптового продовольственного комплекса определяются его Уставом.
4. Организация работы предприятий оптового продовольственного комплекса
4.1. Для осуществления оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия используются: оптовый рынок, распределительный центр, комплекс оптовой торговли, холодильные предприятия, складские производственные помещения, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
4.2. Право совершать сделки на оптовом рынке города Москвы имеют продавцы и покупатели, зарегистрированные в качестве юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, при подтверждении ими полномочий на совершение сделок.
4.3. Оптовая торговля проводится на основе достижения соглашений между продавцом и покупателем путем заключения договора (контракта) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.4. При совершении сделки между продавцом и покупателем, по требованию покупателя, может быть проведена квалифицированная проверка качества реализуемого товара.
4.5. На предприятиях оптового продовольственного комплекса запрещается осуществлять реализацию консервированных продуктов, кулинарных изделий из мяса и рыбы, кондитерских изделий, приготовленных в домашних условиях, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01).
4.6. Территориальные органы Центра Госсанэпиднадзора в городе Москве при нарушении условий хранения или реализации продукции вправе изменять ассортиментный перечень продукции.
4.7. При поступлении пищевой продукции на предприятия оптового продовольственного комплекса юридические лица и/или индивидуальные предприниматели производят учет ввозимой и вывозимой продукции в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
4.8. В условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", возможно изменение режима работы торговых организаций, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности.
5. Требования к сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию, находящимся в обороте
5.1. В обороте может находиться сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, соответствующие требованиям нормативной и технической документации к их качеству и безопасности и прошедшие государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Требования к качеству сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию, пищевых добавок, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими нормативными документами.
5.3. Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, условий заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
5.4. Новые пищевые продукты подлежат государственной регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий".
5.5. Реализация пищевых продуктов животного происхождения на оптовых продовольственных рынках допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
5.6. Реализация пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников, осуществляется в соответствии с постановлениями Главного государственного врача Российской Федерации от 26 сентября 1999 г. N 12 "О совершенствовании системы контроля реализации сельскохозяйственной продукции и медицинских препаратов, полученных на основе генетически модифицированных источников" и от 5 марта 2004 г. N 8 "О введении в действие СанПиН 2.3.2.1842-04 "Дополнения и изменения N 3 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
См. также приказ Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве от 9 сентября 2002 г. N 163 "Об усилении госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами из генетически модифицированных источников"
5.7. Пищевые продукты, пищевые добавки, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для жизни и здоровья человека, немедленно снимаются с производства и реализации.
5.8. Некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении":
- не соответствует требованиям нормативных документов;
- имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке такой продукции;
- не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение;
- не соответствует представленной информации, и в отношении которой имеются основания о ее фальсификации;
- не имеет установленных сроков годности (для продукции, установление сроков годности которой являются обязательным) или сроки годности которой истекли;
- не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
5.9. Пищевые продукты, поступающие в дошкольные образовательные учреждения и школы, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным и ветеринарно-санитарным правилам и другие документы, подтверждающие их качество и безопасность, и, кроме того, заключение Центра Госсанэпиднадзора в городе Москве о возможности применения продукции в организованном питании детей и подростков.
5.10. Запрещается поставка в дошкольные образовательные учреждения и школы пищевых продуктов, опасных для здоровья детей, определенных действующими санитарными нормами и правилами.
5.11. Поставка пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения и школы проводится на конкурсной основе в соответствии с установленным порядком Правительства Москвы.
5.12. Приоритетной для закупки и поставки в дошкольные учреждения, школы и лечебно-профилактические учреждения является пищевая продукция, произведенная предприятиями города Москвы, и которой присвоен знак соответствия "Экологичный продукт" при прочих равных условиях.
6. Порядок ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предприятия оптового продовольственного комплекса города Москвы
6.1. Ввозимые в город сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, предназначенные для реализации или переработки на предприятиях города, должны отвечать требованиям нормативной и технической документации, действующей на территории Российской Федерации, регламентирующей показатели ее качества и безопасности.
6.2. Проекты договоров, связанные с оборотом пищевых продуктов, закупленных для нужд города предприятиями оптового продовольственного комплекса, в части их соответствия требованиям нормативной документации к безопасности и качеству, информации о таких пищевых продуктах, маркировке, упаковке, условиям транспортирования и гарантиям обеспечения этих требований в случаях, специально предусмотренных законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, согласовываются с Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Объединением ветеринарии города Москвы, Центром Госсанэпиднадзора в городе Москве и Управлением Росгосхлебинспекции по городу Москве в соответствии со своими полномочиями.
6.3. Ввоз на территорию города Москвы пищевой продукции животного происхождения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 мая 1993 г. N 4979/1-1 "О ветеринарии", а также с Правилами о порядке и условиях ввоза на территорию города Москвы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения организациями и частными лицами, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 27 июля 1999 г. N 682.
6.4. Пищевые продукты, ввозимые в город Москву по импорту впервые, должны сопровождаться документами, подтверждающими безопасность, установленную для таких продуктов в стране их происхождения в соответствии с федеральными законами от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и др.
6.5. Запрещается ввоз на территорию города Москвы пищевой продукции, не прошедшей государственную регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы, в том числе Федеральными законами: от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также пищевых продуктов, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности такой пищевой продукции требованиям нормативных документов.
6.6. В целях разрешения разногласий между участниками правоотношений в оценке соответствия пищевых продуктов требованиям нормативной и технической документации, а также условиям договоров экспертиза качества такой продукции проводится Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по городу Москве и Управлением Росгосхлебинспекции по городу Москве в соответствии со своими полномочиями, а при необходимости с участием Центра Госсанэпиднадзора в городе Москве и Объединением ветеринарии города Москвы.
7. Требования к приемке, хранению, транспортированию и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
7.1. Приемка пищевой продукции по количеству, качеству и комплектности производится в соответствии с договорами поставок, в которых должна быть ссылка на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденную постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. N П-6 в редакции постановлений Госарбитража СССР от 29 декабря 1973 г. N 81, от 14 ноября 1974 г. N 98 и с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума ВАС Российской Федерации от 22 октября 1997 г. N 18, и на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденную постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 апреля 1966 г. N П-7 в редакции постановлений Госарбитража СССР от 29 декабря 1973 г. N 81, от 14 ноября 1974 г. N 98 и с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума ВАС Российской Федерации от 22 октября 1997 г. N 18, а также в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (сертификат соответствия или декларация о соответствии, удостоверение качества и безопасности, спецификация и т.п.).
7.2. Поступающая на предприятия оптового продовольственного комплекса пищевая продукция должна соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться следующими документами:
- сертификатом соответствия или декларацией о соответствии для продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
- удостоверением качества и безопасности товаров, изготовленных на территории Российской Федерации;
- документами, подтверждающими растаможивание груза;
- железнодорожной или товарно-транспортной накладной;
кроме того:
для продукции животного происхождения:
- разрешением Федеральной службы по ветеринарному надзору на ввоз товара на территорию Российской Федерации;
ветеринарным сопроводительным документом;
для алкогольной продукции:
- лицензией на закупку, хранение, поставку и розничную продажу;
- для импортной продукции, ввозимой на территорию Москвы впервые:
- документами, подтверждающими безопасность, установленную для таких продуктов в стране их происхождения.
7.3. Количество принимаемых на хранение скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования или складского помещения.
7.4. Хранение и транспортирование пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01 и действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
7.5. Пищевые продукты принимаются для хранения в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Перетаривание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару не допускается.
Мясо (туши, полутуши, четвертины) должны иметь четкое клеймо государственной ветеринарной службы страны-производителя. Разделанное мясо должно иметь маркировку (ветеринарное клеймо) на упаковке или полиблоке. Маркировка должна быть нанесена на упаковку таким образом, чтобы вскрытие упаковки было невозможным без нарушения целостности маркировки.
При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования.
7.6. Этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов.
7.7. Транспортирование пищевой продукции осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 и СанПиН 2.3.2.1324-03. Для перевозок пищевой продукции должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.
7.8. Транспортирование, приемка и хранение пищевой продукции в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к транспортированию, приемке, хранению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, установленными МосСанПиН 2.4.2.011-98 "Гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях".
7.9. Приемка, хранение и использование продовольствия в городской резервный продовольственный фонд Правительства Москвы осуществляется в порядке, установленном распоряжением Правительства Москвы от 15 августа 2003 г. N 1460-РП "О городском резервном продовольственном фонде Правительства Москвы".
О городском резервном продовольственном фонде см. распоряжение Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. N 2183-РП
Пищевая продукция, закупленная в городской резервный продовольственный фонд и оперативный запас продовольствия Правительства Москвы, при поступлении подлежит обязательному контролю Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Центром Госсанэпиднадзора в городе Москве, Объединением ветеринарии города Москвы.
8. Порядок организации и проведения производственного контроля
8.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (арендодатель, арендатор), осуществляющие в городе Москве деятельность по производству, хранению, транспортированию и реализации пищевой продукции, организовывают и проводят производственный контроль за ее качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов в соответствии с требованиями действующего законодательства и в соответствии с Методическими указаниями от 21 декабря 2001 г. N МУ 5.1.008-01 "Порядок и методика осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли", утвержденными главным государственным санитарным врачом г. Москвы, иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестованных в учреждениях госсанэпидслужбы с выдачей соответствующего документа, осуществлять производственный контроль в соответствии с программой производственного контроля, согласованной в Центре Госсанэпиднадзора в городе Москве, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица и/или индивидуального предпринимателя в установленном порядке.
8.2. Оптовые предприятия, осуществляющие в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающие услуги по хранению, производят осмотр товаров, определяют их количество, внешнее состояние продукции поклажедателя и проводят производственный контроль в соответствии с пунктом 8.1 настоящих Методических рекомендаций.
8.3. В случае отсутствия у юридического лица и/или индивидуального предпринимателя соответствующих условий для проведения производственного контроля, в том числе лабораторных и инструментальных исследований, измерений и испытаний, эти работы осуществляются на договорной основе иными организациями, испытательными лабораториями и центрами, аккредитованными в установленном порядке в Системах аккредитации испытательных лабораторий Госсанэпидслужбы Российской Федерации и (или) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, и (или) других признанных системах аккредитации.
8.4. При осуществлении на предприятиях оптового продовольственного комплекса производства, закупки, хранения, транспортирования и реализации пищевой продукции владелец продукции с привлечением, при необходимости, специалистов Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Центра Госсанэпиднадзора в городе Москве, Объединения ветеринарии города Москвы и Управления Росгосхлебинспекции по городу Москве обязан инспектировать качество пищевых продуктов при приемке (документальный, товароведческий, лабораторный контроль), контролировать выполнение санитарных норм и правил и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
8.5. Результаты проведения производственного контроля заносятся в специальный журнал, в котором отражаются название нормативного документа, его разделы и пункты, констатируется соответствие или несоответствие фактического состояния объекта, его подразделений по каждому пункту проверки, приводятся данные лабораторного инструментального контроля и другие сведения.
8.6. Ответственность за организацию, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут должностные лица объекта и лица, на которые возложены такие обязанности в соответствии с планами проведения производственного контроля.
9. Порядок изъятия из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, их утилизация или уничтожение
9.1. Некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота. Владелец непригодных к обороту пищевых продуктов обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного контроля и надзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" (с изменениями от 2 октября 1999 г. и 16 апреля 2001 г.).
9.2. Изъятые из оборота некачественные и опасные пищевые продукты подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного контроля и надзора в соответствии со своей компетенцией в целях определения необходимости переработки, утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов.
9.3. Некачественные и опасные пищевые продукты в течение времени, необходимого для проведения их экспертизы, хранятся по месту изъятия с соблюдением условий, исключающих возможность доступа к таким пищевым продуктам, либо в других местах специально отведенных для этих целей, и подлежат строгому учету.
Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов по месту изъятия несет их владелец.
9.4. Пищевая продукция, запрещенная для употребления в пищу, может быть использована на корм животным, в качестве сырья для переработки или для технической утилизации в соответствии с постановлением органов государственного контроля и надзора.
9.5. Владелец некачественной и опасной пищевой продукции в 3-дневный срок после передачи ее для использования в целях, не связанных с употреблением в пищу, обязан представить в орган государственного надзора и контроля, принявшему решение об утилизации документ или его копию, заверенную у нотариуса, подтверждающий факт приема продукции организацией, осуществляющей ее дальнейшее использование.
9.6. Уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.
9.7. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.
9.8. Инфицированные пищевые продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в процессе уничтожения подвергаются обеззараживанию.
9.9. Уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об ее уничтожении.
9.10. Расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов оплачиваются их владельцем.
10. Требования к работникам, осуществляющим оборот сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
10.1. Работники, занятые на работах, которые связаны с оборотом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями проходят обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу, а также периодические медицинские осмотры и гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.2. Работники, занятые в сфере оборота пищевой продукции, должны иметь базовое профессиональное образование в соответствии с выполняемой работой и занимаемой должностью. В случае необходимости работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям.
10.3. Работники должны проходить обучение правилам техники безопасности, противопожарной, антитеррористической безопасности внутри объектового режима, электробезопасности, а также санитарно-эпидемиологическим правилам.
11. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
11.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оборот сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, имеют право осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.
11.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обороту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предприятиях оптового продовольственного комплекса, обязаны:
- соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и нормативной технической документации в части обеспечения качества, безопасности продукции и ее сохранности;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при их производстве, транспортировании, хранении и реализации;
- представлять покупателям, а также органам государственного контроля и надзора полную достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при обороте пищевых продуктов, материалов и изделий;
- осуществлять свою деятельность при наличии необходимых разрешительных документов, оформленных в установленном порядке;
- осуществлять статистическое наблюдение и учет ввозимой и вывозимой продукции;
- соблюдать правила по технике безопасности, противопожарной, антитеррористической безопасности внутри объектового режима, электробезопасности, а также санитарно-эпидемиологические требования.
12. Ответственность за нарушение действующего законодательства и требований, предъявляемых к обороту сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию
12.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (арендатор и арендодатель, поклажедатель и хранитель) несут ответственность за нарушение действующего законодательства в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, нарушения санитарных норм и правил, условий охраны труда, противопожарной и антитеррористической безопасности внутри объектового режима, нарушения условий заключенных договоров (аренды производственных помещений, хранения продуктов питания и др.) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12.2. В случае, если в результате несоответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов при хранении, транспортировании, реализации и утилизации причинен вред жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель; продавец; лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
12.3. Неправомерная маркировка продукции, реализуемой на потребительском рынке, знаком соответствия "Экологичный продукт" влечет наложение административной ответственности в соответствии с Законом города Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве".
Об ответственности за неправомерную маркировку знаком соответствия "Экологичный продукт" см. Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях
12.4. Ответственность за передачу пищевой продукции, запрещенной для употребления в пищу, для дальнейшего использования или ее уничтожения возлагается на владельца продукции.
13. Государственный контроль за деятельностью юридических лиц индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
13.1. Государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется контрольными и надзорными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы с разграничением сферы деятельности следующими контрольными и надзорными органами:
- государственной санитарно-эпидемиологической службы;
- государственной ветеринарной и фитосанитарной службы;
О государственном ветеринарном надзоре в г. Москве см. Закон г. Москвы от 29 июня 2005 г. N 33
- государственной хлебной инспекции;
- государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей;
- государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
13.2 Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся должностными лицами органов государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение проверок руководителем контролирующих организаций при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения на проведение проверки в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановлением Правительства Москвы от 1 сентября 2001 г. N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы".
13.3. Органы государственного контроля и надзора в пределах своей компетенции вправе:
- осуществлять мероприятия по государственному контролю и надзору, установленные законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- пресекать нарушения законодательства в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
- выдавать предписания об устранении нарушений законодательства в сфере осуществления оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- принимать решения о приостановлении реализации опасных для здоровья и жизни человека пищевых продуктов, а также изготовленных с нарушениями требований нормативной документации;
- принимать решения о временном приостановлении деятельности предприятия оптового продовольственного комплекса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- применять административные наказания в случаях и порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях;
- обращаться в суд с требованием о компенсации в доход государства, неправомерно полученной прибыли в результате реализации опасных пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, и изготовленных с нарушениями требований нормативной документации;
- обращаться в суд с требованием о ликвидации предприятия оптового продовольственного комплекса в случае выполнения ими деятельности по осуществлению оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия без надлежащего разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, либо с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации или законодательства города Москвы.
13.4. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или индивидуального предпринимателя или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. Акт проверки обязательно подписывается представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лицами, присутствующими при проведении мероприятия по контролю. В случае отказа от подписи в акте делается запись об отказе, и к акту прикладывается объяснение представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о причинах отказа от подписи.
13.5. Юридические лица и/или индивидуальные предприниматели, осуществляющие в городе Москве деятельность по производству, хранению, транспортированию и реализации пищевой продукции, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы" обязаны иметь журнал учета мероприятий по контролю. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Москвы от 18 ноября 2004 г. N 2323-РП "О Методических рекомендациях по осуществлению оборота... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.