г. Тюмень |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А67-10673/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области на определение от 10.01.2018 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа и постановление от 13.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Полосин А.Л.) по делу N А67-10673/2017 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Томск Томской области (634050, Томская область, город Томск, улица Гагарина, дом 27, ИНН 7017042210, ОГРН 1027000859819) о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "СТ-Сервис" (634016, Томская область, город Томск, поселок Просторный, улица Лучистая, дом 17, ИНН 7017382262, ОГРН 1157017013669) штрафных санкций в размере 500 руб.
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "СТ-Сервис" (далее - Общество) штрафных санкций в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2017 года.
Определением от 10.01.2018 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 13.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить вопрос о выдаче судебного приказа на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Фонд считает, что суд отказал в выдаче судебного приказа по основаниям, не предусмотренным АПК РФ, поскольку в настоящем деле спора о праве не имеется. Ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2017 N 306-КГ17-15826, Фонд указывает, что сомнения суда в правильности применения взыскателем обязательных платежей и санкций не свидетельствуют о наличии спора о праве между заявителем и заинтересованным лицом и не являются основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286, 290 АПК РФ, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовой санкции послужило решение Фонда от 01.08.2017, принятое по результатам проведения проверки правильности заполнения, полноты и своевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в рамках которой Фондом установлен факт непредставления страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2017 года.
Данным решением Общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона 27-ФЗ в виде финансовой санкции в сумме 500 руб. (за непредставление сведений на 1 человека).
На основании указанного решения Фонд направил в адрес Предпринимателя требование от 28.08.2017, которым предложило уплатить сумму штрафных санкций.
Данные решение и требование Фонда обжалованы не были.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования Фонд в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Общества финансовой санкции в сумме 500 руб.
Отказывая в принятии заявления о выдаче судебного приказа, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 229.1, 229.2, 229.3, 229.4, 229.5 АПК РФ, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (далее - Постановление N 62), статей 15, 17 Закона N 27-ФЗ, во взаимосвязи с представленными в суд документами, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания доказательств, представленных Фондом, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с Общества указанной финансовой санкции в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих правовое значение для подобного рода споров.
Суд кассационной инстанции, поддерживая позицию судов двух инстанций, исходит из обстоятельств, установленных по делу, и следующих норм права.
В силу положений статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам, в которых, в том числе заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает ста тысяч рублей.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления N 62 требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 АПК РФ, а также в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
В силу части 2 статьи 229.5 АПК РФ судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства. Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.
Таким образом, суду не предоставлено право запрашивать (истребовать) у сторон дополнительные документы в случае рассмотрения заявления в порядке приказного производства (пункт 24 Постановления N 62).
Следовательно, заявленное требование о выдаче судебного приказа должно быть надлежащим образом обосновано с тем, чтобы арбитражный суд при решении вопроса о выдаче судебного приказа мог установить бесспорность требования взыскателя, которая является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 N 785-О-О указано, что наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения заявления Общества в порядке приказного производства, суды установили следующее.
15.03.2017 Общество представило сведения по форме СЗВ-М (исх.) за февраль 2017 года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации на 7 застрахованных лиц, затем 18.05.2017 представлен дополняющий отчет по форме СЗВ-М за отчетный период - февраль 2017 года на 1 застрахованное лицо. При этом пояснений относительно того, что вышеуказанная ошибка была обнаружена Фондом, заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2017 года, в отношении Общества составлен акт проверки от 22.06.2017 и 01.08.2017 вынесено решение о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. (за непредставление сведений на 1 человека).
Делая вывод об отсутствии оснований для признания доказательств, представленных Фондом, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с Общества указанной финансовой санкции, суды исходили из следующего:
- в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица применяются к страхователям за непредставление им в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (включая сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М);
- согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) или налоговым органом;
- в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются; страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда России от 21.12.2016 N 766н);
- страхователь до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно выявил ошибку и представил в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения, следовательно, оснований для привлечения его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не имеется.
Исходя из изложенного, приняв во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения заявления в порядке приказного производства и обоснованно отказали в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Вывод судов не противоречит разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении N 62 (пункт 3).
Ссылка Фонда на определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2017 N 306-КГ17-15826 по делу А65-11043/2017 кассационной инстанцией отклоняется, поскольку в рамках указанного дела установлены иные обстоятельства (не установлено, что страхователем представлялись дополняющие сведения по форме СЗВ-М).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кроме того, как верно указали суды, отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа не лишает взыскателя права на обращение в арбитражный суд в порядке искового производства.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа от 10.01.2018 Арбитражного суда Томской области и постановление от 13.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-10673/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод об отсутствии оснований для признания доказательств, представленных Фондом, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с Общества указанной финансовой санкции, суды исходили из следующего:
- в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица применяются к страхователям за непредставление им в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (включая сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М);
- согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) или налоговым органом;
- в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются; страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда России от 21.12.2016 N 766н);
- страхователь до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно выявил ошибку и представил в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения, следовательно, оснований для привлечения его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не имеется.
Исходя из изложенного, приняв во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения заявления в порядке приказного производства и обоснованно отказали в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Вывод судов не противоречит разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении N 62 (пункт 3)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2018 г. N Ф04-1013/18 по делу N А67-10673/2017