г. Тюмень |
|
9 апреля 2018 г. |
Дело N А03-8746/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай на решение от 31.10.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Пономаренко С.П.) и постановление от 12.01.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю., Хайкина С.Н.) по делу N А03-8746/2017 по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края (656056, город Барнаул, проспект Комсомольский, дом 80А, ИНН 2225082380, ОГРН 1062225028018) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (656056, город Барнаул, улица Пролетарская, 61, ИНН 2225065191, ОГРН 1042202274036) о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края (далее - пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - управление, ответчик) возвратить из соответствующего бюджета 48 711 руб., излишне уплаченных в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВОС).
Решением от 31.10.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, пенсионный фонд является плательщиком ПНВОС; судами не учтено, что в деятельности истца образуются отходы, не отнесенные к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО).
В отзыве на кассационную жалобу пенсионный фонд просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, пенсионный фонд платежными поручениями от 18.04.2016 N 637133, от 18.07.2016 N 288715, от 17.10.2016 N 794191 внес авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов за I, II, III кварталы 2016 года на общую сумму 48 711 руб.
11.01.2017 пенсионный фонд направил в управление заявление о возврате уплаченных им в счет ПНВОС за 2016 год денежных средств.
Письмом от 10.02.2017 N 1500 управление сообщило об отсутствии правовых оснований для возврата 48 711 руб., указав, что до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, ПНВОС при размещении отходов, в том числе ТКО, должны исчислять и уплачивать организации, в результате деятельности которых образовались данные отходы.
Не согласившись с отказом управления, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии у пенсионного фонда обязанности по внесению ПНВОС за размещение образовавшихся в процессе его деятельности отходов, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода (часть 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ и настоящим Федеральным законом.
В пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ о плательщиках ПНВОС при размещении отходов.
При этом статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что объекты пенсионного фонда не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, деятельностью по размещению (хранению и захоронению) отходов истец не занимается; 07.07.2011 управлением утверждены годовые нормативы образования пенсионным фондом отходов производства и потребления, а также лимиты на их размещение на полигоне ТБО города Барнаула.
Образовавшиеся в 2016 году отходы передавались истцом на основании заключенных им государственных контрактов специализированным организациям для использования (источники бесперебойного питания, принтеры, сканеры, многофункциональгные устройства, мониторы компьютерные ЖК), обезвреживания (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом; шины пневматические автомобильные отработанные) и захоронения (смет с территории предприятия, гаража, автостоянки; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности).
Доказательств, свидетельствующих о том, что отходы пенсионного фонда, подлежащие размещению (захоронению) на полигоне, не относятся к ТКО, а также подтверждающих наличие у него обязанности по внесению ПНВОС в отношении отходов, переданных сторонним организациям для обезвреживания и использования, управлением не представлено.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу в день принятия, статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнена частью 10, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленное пенсионным фондом требование.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.10.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.01.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8746/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, свидетельствующих о том, что отходы пенсионного фонда, подлежащие размещению (захоронению) на полигоне, не относятся к ТКО, а также подтверждающих наличие у него обязанности по внесению ПНВОС в отношении отходов, переданных сторонним организациям для обезвреживания и использования, управлением не представлено.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу в день принятия, статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнена частью 10, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2018 г. N Ф04-774/18 по делу N А03-8746/2017