г. Тюмень |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А45-15775/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2017 (судья Векшенков Д.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-15775/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Советник" (630015, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Королева, дом 40 корпус 128, помещение 73, ОГРН 1055401012743, ИНН 5401243169) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Революции, дом 38, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282) о признании незаконным бездействия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Советник" (далее - общество, ООО "Советник", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017, заявленные требования удовлетворены, бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544 в аренду и проведения торгов, признано незаконным. Суд обязал территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Советник" путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544 в месячный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что заявленные требования должны быть предъявлены к Росимуществу, а не к его территориальному органу, поскольку земельные участки, площадь которых составляет более 10 га, предоставляются территориальным управлением только по поручению Росимущества.
По мнению подателя жалобы, им не было допущено бездействие и были приняты меры по принятию решения о проведении аукциона в виде направления соответствующего пакета документов в Росимущество письмом от 16.05.2017 N ОГ-3768/05.
Отзыв на кассационную жалобу в подряде статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:544, площадью 1564036 кв. м, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства объектов недвижимости, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание конторы, участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес: Новосибирская область, город Новосибирск, поселок Клюквенный, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
27.04.2017 ООО "Советник" обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544.
В связи с тем, что ни решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, ни отказ в принятии такого решения не были получены заявителем, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия заинтересованного лица незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и полномочия собственника.
Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункты 5.4, 5.6, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрена проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 ЗК РФ.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение об Управлении), управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Согласно подпункту "е" пункта 4.8 Положения об Управлении заинтересованное лицо по поручению Агентства предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 570 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством (далее - Регламент).
Согласно пунктам 2.7 и 2.8 Регламента предоставление государственной услуги осуществляется в течение 60 дней (2 месяцев) со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью, что для принятия решения в соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ заявителем представлены все необходимые документы, претензий к содержанию заявления и документам заинтересованным лицом не заявлялось, документальные доказательства о направлении ответа на заявление отсутствуют, однако в установленный срок решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка не принято, принимая во внимание, что после получения заявления общества заинтересованное лицо направило в адрес третьего лица выписки из ЕГРН и РФИ, касающиеся оспариваемого земельного участка, для выдачи поручения о вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, третье лицо никаких поручений не давало, решений по заявлению общества не принято, с момента обращения заявителя прошло более четырех месяцев, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что непринятие территориальным управлением решения по заявлению общества является нарушением норм земельного законодательства, создает препятствия и нарушает права и законные интересы заявителя и иных лиц в возможностях по владению и пользованию испрашиваемым земельным участком, в связи с чем правомерно удовлетворили требования заявителя.
Довод подателя жалобы о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка, площадь которого превышает десять гектар, возможно только по поручению Росимущества, основан на неверном толковании пункта 4.2.23 Положения об Управлении.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении, пунктом 4.1 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Судами верно указано, что направление управлением заявления общества третьему лицу для принятия решения не свидетельствует о соблюдении управлением установленного срока на принятие решения. Территориальное управление Росимущества в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему.
Как обоснованно отмечено судами, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Управление как орган государственной власти не предприняло все меры для реализации возложенной на него нормативными правовыми актами обязанности по рассмотрению заявления ООО "Советник" о предоставлении земельных участков в аренду. Факт отсутствия поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права приобретения земельных участков в аренду, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации.
Поскольку вопрос принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Новосибирской области площадью, превышающей 10 га, нормативными правовыми актами не отнесен к компетенции непосредственно Росимущества, довод подателя жалобы о необходимости предъявления заявленных требований к Росимуществу, а не его территориальному органу, отклоняется.
При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание процессуальную позицию третьего лица по настоящему спору, не выразившего возражений ни по существу заявленных требований, ни относительно способа восстановления нарушенного права заявителя.
Таким образом, доводы заинтересованного лица не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2017 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по делу N А45-15775/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении, пунктом 4.1 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации.
...
Управление как орган государственной власти не предприняло все меры для реализации возложенной на него нормативными правовыми актами обязанности по рассмотрению заявления ООО "Советник" о предоставлении земельных участков в аренду. Факт отсутствия поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права приобретения земельных участков в аренду, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф04-731/18 по делу N А45-15775/2017
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-731/18
26.12.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9874/17
19.09.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-15775/17
02.08.2017 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-15775/17