г. Тюмень |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А75-7871/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Кадниковой О.В.,
Лошкомоевой В.А. -
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и конкурсного управляющего Сургутским городским отделением "АфганВест" общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" Воронцова Антона Александровича на постановление от 06.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бодункова С.А., Зорина О.В., Смольникова М.В.) по делу N А75-7871/2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о несостоятельности (банкротстве) Сургутского городского отделения "АфганВест" общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" (ОГРН 1028600003684, ИНН 8602164931), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника Лавренова Владимира Николаевича и возмещении убытков.
В заседании приняли участие представители: Федеральной налоговой службы - Логинов А.В. по доверенности от 30.06.2017, конкурсного управляющего Сургутским городским отделением "АфганВест" общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" Воронцова Антона Александровича - Шаргин А.В. по доверенности от 21.05.2018, Лавренова Владимира Николаевича - Штоляков Д.О. по доверенности от 08.11.2017.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.08.2015 Сургутское городское отделение "АфганВест" общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" (далее - организация "АфганВест", должник) признано несостоятельным (банкротом) по упрощённой процедуре отсутствующего должника, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Воронцов А.А.
Федеральная налоговая службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 04.08.2017 обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя организация "АфганВест" Лавренова Владимира Николаевича по обязательствам должника и взыскании с него 98 285 970,27 руб. в возмещение убытков.
Определением арбитражного суда от 17.11.2017 заявление уполномоченного органа о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя по обязательствам должника удовлетворено - с Лавренова В.Н. в пользу организации "АфганВест" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 98 241 927,68 руб.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 определение арбитражного суда от 17.11.2017 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
ФНС России и конкурсный управляющий должником Воронцов А.А. обратились с кассационными жалобами, в которых просят постановление апелляционного суда от 06.03.2018 отменить, оставить в силе определение арбитражного суда от 17.11.2017.
Кассационные жалобы мотивированы тем, что апелляционный суд ошибочно исчислил годичный срок, в течение которого уполномоченный орган имел возможность обратиться в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя Лавренова В.Н. по обязательствам должника на основании решения выездной налоговой проверки от 07.08.2012 N 078/12 в соответствии с абзацем четвёртым пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ) с даты признания организации "АфганВест" банкротом - 06.08.2015 по 07.08.2016.
Ссылаясь на то, что заявленное основание для привлечения бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности было введено Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2016, кассаторы полагают, что срок исковой давности подлежит исчислению именно с указанной даты.
Податели жалоб считают, что поскольку уполномоченный орган обратился в суд с заявлением 04.08.2017, то срок исковой давности не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу Лавренов В.Н. возражает против доводов ФНС России и конкурсного управляющего Воронцова А.А., соглашается с выводами апелляционного суда о пропуске уполномоченным органом срока исковой давности для обращения с данным заявлением, просит оставить без изменения постановление апелляционного суда от 06.03.2018, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители ФНС России, конкурсного управляющего должником и Лавренова В.Н. поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Лавренов В.Н. осуществлял функции единоличного исполнительного органа организации "АфганВест" в период с 01.03.2001 по 23.01.2014.
ФНС России 17.04.2012 провела налоговую проверку организации "АфганВест" по исчислению и уплате налогов, соблюдения налогового законодательства в период времени с 01.01.2009 по 31.12.2010.
Решением ФНС России по результатам проведения выездной налоговой проверки от 07.08.2012 N 078/12 организации "АфганВест" за нарушения налогового законодательства привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной статьёй 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 30.07.2014 по заявлению ФНС России возбуждено дело о банкротстве организации "АфганВест".
Определением арбитражного суда от 06.08.2015 требования уполномоченного органа в размере 98 241 927,68 руб., из которых: 67 904 581,49 руб. недоимки по налогам, 25 154 569,40 руб. пени, 5 005 613,40 руб. штрафов, - признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника в состав третьей очереди.
Определением арбитражного суда от 25.11.2015 требования ФНС России в размере 177 163,39 руб., из которых: 128 933,79 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 48 229,60 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, - признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди.
Уполномоченный орган является единственным кредитором должника.
Задолженность в размере 98 241 927,68 руб. образовалась в результате привлечения должника к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение от 07.08.2012 N 078/12).
Ссылаясь на основание, предусмотренное абзацем четвёртым пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 134-ФЗ), для привлечения бывшего руководителя Лавренова В.Н. к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам организации "АфганВест", ФНС России обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
В суде первой инстанции Лавренов В.Н. заявил о пропуске конкурсным управляющим должником срока исковой давности для обращения с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 61.10, подпункта третьего пункта 2 статьи 61.11, статьи 61.12, пункта 5 статьи 61.14 Закона о банкротстве и исходил из обращения ФНС России с данным заявлением в суд в течение трёхлетнего срока, который исчисляется с момента признания должника банкротом - 06.08.2015 и истекает 06.08.2018; нарушения налогового законодательства, предусмотренного нормами пункта 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, выразившегося в уклонении от уплаты законно установленных налогов и сборов в период с 01.01.2009 по 31.12.2010; противоправного бездействия руководителя Лавренова В.Н.
Отменяя определение арбитражного суда, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями абзаца четвёртого пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Закона N 134-ФЗ, пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", и исходил из того, что годичный срок исковой давности исчисляется с момента признания должника банкротом - 06.08.2015 и истекает 07.08.2016.
Апелляционный суд сделал вывод о пропуске уполномоченным органом годичного срока для обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве.
Между тем, апелляционный суд не учёл следующее.
В соответствии с абзацами пятым, седьмым и десятым пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств: требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включённых в реестр требований кредиторов.
Положения абзаца пятого настоящего пункта применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.
При этом согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) положения пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве подлежат применению к поданным после 01.09.2016 заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков.
Согласно абзацу четвёртому пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 134-ФЗ) заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трёх лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.
Следовательно, уполномоченный орган мог узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника с момента введения соответствующего основания Законом N 222-ФЗ - 23.06.2016 и обратиться с данным заявлением после 01.09.2016.
Учитывая, что ФНС России 04.08.2017 обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением, срок исковой давности, предусмотренный абзацем четвёртым пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве, не истёк.
Допущенные апелляционным судом существенные нарушения норм материального повлекли принятие неправильного судебного акта.
На основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованное постановление апелляционного суда подлежит отмене.
Поскольку определение суда первой инстанции отменено в связи с ошибочным применением срока исковой давности, при этом иные доводы апелляционной жалобы не были рассмотрены по существу, обособленный спор подлежит направлению на рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду также необходимо учесть следующее.
По смыслу правовой позиции, изложенной в абзацах восьмом и девятом пункта 26 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), субъективная добросовестность руководителя должника по вопросу наличия долга либо признаков неплатёжеспособности, в частности, неочевидность для добросовестного и разумного директора кризисной ситуации ведения бизнеса, освобождает последнего от привлечения к субсидиарной ответственности.
Приведённая правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 305-ЭС17-13426 по делу N А41-27743/2015.
Поэтому суду следует оценить действия (бездействия) бывшего руководителя организации "АфганВест" Лавренова В.Н. на предмет добросовестности с учётом факта оспаривания решения ФНС России от 07.08.2012 N 078/12 в судебном порядке.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А75-7871/2014 Арбитражного суда Омской области отменить.
Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу четвёртому пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 134-ФЗ) заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трёх лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.
Следовательно, уполномоченный орган мог узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника с момента введения соответствующего основания Законом N 222-ФЗ - 23.06.2016 и обратиться с данным заявлением после 01.09.2016.
Учитывая, что ФНС России 04.08.2017 обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением, срок исковой давности, предусмотренный абзацем четвёртым пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве, не истёк.
...
По смыслу правовой позиции, изложенной в абзацах восьмом и девятом пункта 26 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), субъективная добросовестность руководителя должника по вопросу наличия долга либо признаков неплатёжеспособности, в частности, неочевидность для добросовестного и разумного директора кризисной ситуации ведения бизнеса, освобождает последнего от привлечения к субсидиарной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2018 г. N Ф04-1907/18 по делу N А75-7871/2014
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1907/18
06.08.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6785/18
11.07.2018 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6785/18
28.05.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1907/18
06.03.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16787/17
10.11.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8511/16
06.06.2016 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7871/14
06.08.2015 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7871/14