г. Тюмень |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А27-20623/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Уласовской А.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" на решение от 12.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 01.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-20623/2017 по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, город Красноярск, улица Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (650099, город Кемерово, улица Николая Островского, 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - Ибрагимова Ирина Валерьевна.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) в заседании участвовали представители:
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Лисий О.С. по доверенности от 28.10.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Ильина С.Ю. по доверенности от 30.03.2018, Давыдова А.М. по доверенности от 18.04.2018.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (далее - ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 24.08.2017 по делу N 286/03-АДМ-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ибрагимова Ирина Валерьевна (далее - Ибрагимова И.В., заявитель).
Решением от 12.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 01.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "МРСК Сибири", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и признать оспариваемое им постановление незаконным.
По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; суды не учли, что Ибрагимова И.В. обращалась в антимонопольный орган по поводу необоснованного увеличения сроков осуществления технологического присоединения, в то время как дело об административном правонарушении было возбуждено по факту нарушения обществом пунктов 87, 88, 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); действия общества прав и законных интересов Ибрагимовой И.В. не нарушили; технологическое присоединение осуществлено до истечения установленного в договоре 4-месячного срока и до составления протокола об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Ибрагимова И.В. отзыв на кассационную жалобу не представила.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в Кемеровском районе Кемеровской области.
18.05.2016 между обществом и Ибрагимовой И.В. заключен договор N 20.4200.1510.17 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - электроустановки жилого дома с учетом следующих характеристик: максимальная мощность - 15 кВт, категория надежности - третья, класс напряжения электрических сетей к которым осуществляется присоединение - 0,40 кВ.
Согласно пункту 5 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня его заключения.
В соответствии с пунктом 10.2 технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора от 18.05.2016 N 20.4200.1510.17, проектирования, строительства новых и реконструкции существующих электрических сетей ПАО "МРСК Сибири" для электроснабжения заявителя не требуется.
При рассмотрении жалобы Ибрагимовой И.В. управление, обнаружив в действиях общества признаки нарушения пунктов 87, 88, 90 Правил N 861 и пункта 6 договора от 18.05.2016 N 20.4200.1510.17, определением от 10.07.2017 возбудило в отношении него дело об административном правонарушении N 286/03-АДМ-2017.
По результатам административного расследования управлением 09.08.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 03/7285 и 24.08.2017 вынесено постановление N 286/03-АДМ-2017 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации, регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также устанавливают требования к выдаче технических условий, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения ПАО "МРСК Сибири" к административной ответственности послужили выявленные антимонопольным органом факты нарушения им требований пунктов 87, 88, 90 Правил N 861, выразившиеся в несвоевременной проверке выполнения технических условий Ибрагимовой И.В., а так же не составлении и не подписании акта о выполнении технических условий.
Пунктом 81 Правил N 861 предусмотрено, что в отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82-90 данных Правил.
В частности, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, указанных в пункте 85 Правил N 861; сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы и осуществляет осмотр электроустановок заявителя (пункты 82, 87).
По результатам проверки сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15; в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил N 861, акт о выполнении технических условий составляется и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра (пункт 88). При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению (пункт 89).
Срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний (пункт 90).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что заявление Ибрагимовой И.В. о выполнении технических условий поступило в адрес ПАО "МРСК-Сибири" 29.05.2017; в ходе проведенного 09.06.2017 осмотра присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя специалистами общества обнаружена необходимость реконструкции существующих сетей в целях электроснабжения объектов заявителя; согласно акту от 09.06.2017 N 2 требуется провести ЛЭП 0,4 кВ к опоре N 14ф-2 ТП N 025 Ф-10-3-Е, ПС Селинская 35 кВ (не хватает 3 пролета провода 2-хфаз.), при этом не указано кем должны быть выполнены эти мероприятия; данный акт заявителем не подписан и не соответствует форме акта о выполнении технических условий в приложении N 15 к Правилам N 861.
Факты нарушения срока проведения проверки выполнения технических условий Ибрагимовой И.В. и отсутствия надлежащим образом оформленного акта о выполнении технических условий обществом по существу не оспариваются.
Поскольку ПАО "МРСК Сибири" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение Правил N 861, а также невозможности выполнения предписываемых ими действий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, учитывая совершение обществом в течение года однородных правонарушений, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; сроки давности и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ПАО "МРСК Сибири" требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления антимонопольного органа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и обоснованно ими отклонены как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 01.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20623/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что заявление Ибрагимовой И.В. о выполнении технических условий поступило в адрес ПАО "МРСК-Сибири" 29.05.2017; в ходе проведенного 09.06.2017 осмотра присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя специалистами общества обнаружена необходимость реконструкции существующих сетей в целях электроснабжения объектов заявителя; согласно акту от 09.06.2017 N 2 требуется провести ЛЭП 0,4 кВ к опоре N 14ф-2 ТП N 025 Ф-10-3-Е, ПС Селинская 35 кВ (не хватает 3 пролета провода 2-хфаз.), при этом не указано кем должны быть выполнены эти мероприятия; данный акт заявителем не подписан и не соответствует форме акта о выполнении технических условий в приложении N 15 к Правилам N 861.
...
Поскольку ПАО "МРСК Сибири" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение Правил N 861, а также невозможности выполнения предписываемых ими действий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, учитывая совершение обществом в течение года однородных правонарушений, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2018 г. N Ф04-1677/18 по делу N А27-20623/2017