г. Тюмень |
|
9 июля 2018 г. |
Дело N А03-18458/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 09 июля 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бедериной М.Ю.
Ишутиной О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2017 (судья Фролов А.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 (судьи Павлова Ю.И., Жданова Л.И., Киреева О.Ю.) по делу N А03-18458/2017, принятые по иску Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Чернышевского, 57, ИНН 2225178149, ОГРН 1172225000023) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодёжная, 3, ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040) об обязании принять в казну Российской Федерации излишнее неиспользуемое федеральное недвижимое имущество.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба государственной статистики, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление статистики) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - Управление Росимущества) об обязании принять в казну Российской Федерации неиспользуемое имущество:
- нежилое здание площадью 613,7 кв. м, 525/646 (площадь в оперативном управлении 498,75 кв. м), расположенное на земельном участке площадью 1 717 кв. м, кадастровый номер 22:62:021408:8, находящиеся по адресу: Алтайский край, город Алейск, улица Сердюка, 101;
- нежилое помещение площадью 93,3 кв. м, 610/933 (площадь в оперативном управлении 61 кв. м) расположенное на земельном участке площадью 312 кв. м, кадастровый номер: 22:42:060106:171, находящиеся по адресу: Алтайский край, село Советское, улица Ленина, 69.
Заявление государственного учреждения на основании статей 11, 120, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивировано неиспользованием спорного имущества в связи с ненадлежащим состоянием и необходимостью его изъятия собственником для целей более эффективного расходования бюджетных средств.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Федеральная служба государственной статистики и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением от 18.12.2017 Арбитражный суд Алтайского края удовлетворил иск.
Суд первой инстанции исходил из обязанности ответчика, осуществляющего правомочия собственника федерального имущества, по принятию спорного имущества, которое не используются истцом для осуществления его деятельности.
Постановлением от 30.03.2018 Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции от 18.12.2017.
Суд апелляционной инстанции отклонил приведённые ответчиком возражения относительно отсутствия у истца самостоятельного права на отказ от спорного имущества.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суд апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Управления статистики.
Заявитель кассационной жалобы считает недоказанным то обстоятельство, что владение и пользование Управлением статистики спорным имуществом противоречит целям его деятельности.
По утверждению Управления Росимущества, из положений статей 236, 296, 298 ГК РФ не следует, что учреждение самостоятельно может отказаться от права оперативного управления.
Федеральная служба государственной статистики и Управление статистики в отзывах не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе Управления Росимущества.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещённых о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости: нежилое здание общей площадью 613,7 кв. м, 525/646 (площадь в оперативном управлении 498,75 кв. м), расположенное на земельном участке общей площадью 1 717 кв. м, кадастровый номер 22:62:021408:8, находящиеся по адресу: Алтайский край, город Алейск, улица Сердюка, 101; нежилое помещение общей площадью 93,3 кв. м, 610/933 (площадь в оперативном управлении 61 кв. м) расположенное на земельном участке общей площадью 312 кв. м, кадастровый номер: 22:42:060106:171, находящиеся по адресу: Алтайский край, село Советское, улица Ленина, 69, закреплены за Управлением статистики на праве оперативного управления.
В связи с неиспользованием спорного имущества Федеральная служба государственной статистики письмами от 27.08.2014 N ВЗ-16-2/3450-ТО, от 14.10.2015 N ИМ-16-2/5471-ТО, от 30.08.2017 N АК-16-2/4028-ТО согласовала Управлению статистики отказ от права оперативного управления указанных объектов недвижимости.
Однако Управление Росимущества письмами от 16.06.2017 N ВК-2599, от 11.07.2017 N ЕХ-3191 отказалось от принятия в казну объектов недвижимости, ссылаясь на реализацию "Концепции по оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ предусмотрена возможность прекращения права оперативного управления имуществом по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статья 236 ГК РФ не исключают возможность прекращения права оперативного управления путём отказа от вещного права.
Исходя из установленных обстоятельств неиспользования истцом спорных объектов недвижимого имущества для осуществления своей деятельности, согласования отказа от права оперативного управления с Федеральной службой государственной статистики, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истец реализовал своё право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом, вследствие чего имеются правовые основания для передачи имущества в казну Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции.
Приведенные Управлением Росимущества в кассационной жалобе доводы относительно отсутствия у учреждения самостоятельного права на отказ от вещного права противоречат установленным обстоятельствам и не опровергают правильного применения судами норм о вещно-правовой защите.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2017 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 по делу N А03-18458/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
М.Ю. Бедерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление государственного учреждения на основании статей 11, 120, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивировано неиспользованием спорного имущества в связи с ненадлежащим состоянием и необходимостью его изъятия собственником для целей более эффективного расходования бюджетных средств.
...
Постановлением от 30.03.2018 Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции от 18.12.2017.
...
По утверждению Управления Росимущества, из положений статей 236, 296, 298 ГК РФ не следует, что учреждение самостоятельно может отказаться от права оперативного управления.
...
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ предусмотрена возможность прекращения права оперативного управления имуществом по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статья 236 ГК РФ не исключают возможность прекращения права оперативного управления путём отказа от вещного права."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июля 2018 г. N Ф04-2596/18 по делу N А03-18458/2017