г. Тюмень |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А27-11036/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу департамента лесного комплекса Кемеровской области (истца) на постановление от 04.07.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Захарчук Е.И., Полосин А.Л.) по делу N А27-11036/2017 по исковому заявлению департамента лесного комплекса Кемеровской области (650036, Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Мирная, д. 5, ИНН 4205121451, ОГРН 1074205000924) к закрытому акционерному обществу "ЧЕК-СУ.ВК" (652877, Кемеровская обл., г. Междуреченск, ул. Юности, д. 10, оф. 106, ИНН 4214018010, ОГРН 1034214000578) о взыскании задолженности по арендной плате и пеней.
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "ЧЕК-СУ.ВК" (ответчика) - Прохоров Е.В. по доверенности от 16.01.2018.
Суд установил:
департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к закрытому акционерному обществу "ЧЕК-СУ.ВК" (далее - общество) о взыскании 4 608 625 руб. 14 коп. задолженности по арендной плате за 1 квартал 2017 года, а также 306 123 руб. 58 коп. пеней за просрочку платежей в период с 01.02.2017 по 30.04.2017.
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 310, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды лесных участков от 24.03.2011 N 24/11-Н (далее - договор аренды).
Решением от 31.07.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ходякова О.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 04.07.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в иске.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что применение повышающих коэффициентов к минимальным ставкам платы за использование лесных участков законом не запрещено; в пределах действия спорного договора от ответчика не поступало возражений относительно размера арендной платы; судом апелляционной инстанции не оценено в совокупности определение от 12.04.2016 Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС15-16409, а лишь отдельные предложения, которые приобретают смысл выводов только в контексте конкретного дела, не имеющего отношения к рассматриваемому делу, поскольку в нем содержатся выводы, касающиеся приведения договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ); наличие переплаты в доход бюджета Кемеровской области не свидетельствует об отсутствии задолженности по арендной плате в доход федерального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения оспариваемый судебный акт ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно договору аренды, заключенному между департаментом (арендодателем) и обществом (арендатором), арендодатель по акту приема-передачи от 24.03.2011 передал в пользование арендатора на срок с 24.03.2011 по 01.06.2025 лесные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, общей площадью 397,0 га, имеющие расположение:
- первый лесной участок площадью 7,87 га, с кадастровым номером 42:08:0101004:43, расположенный в Кемеровской области, Междуреченском районе, Междуреченском лесничестве, Междуреченском участковом лесничестве, урочище "Усинское", квартале N 158 (выделы 1, 2, 4, 5, 10);
- второй лесной участок площадью 389,13 га, с кадастровым номером 42:08:0101007:12, расположенный в Кемеровской области, Междуреченском районе, Междуреченском лесничестве, Междуреченском участковом лесничестве, урочище "Усинское", квартале N 158 (выделы 2 - 21, 23 - 25, 32), N 159 (выделы 12, 13, 15 - 19, 21, 24 - 26, 35).
Вышеупомянутые лесные участки переданы арендатору для использования в целях разработки месторождений полезных ископаемых с одновременной заготовкой древесины в объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора аренды).
По условиям пункта 5 договора аренды арендная плата в части использования лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых составляет 16 074 034 руб. 84 коп. в год, в том числе в части минимального размера арендной платы, направляемой в федеральный бюджет, в размере 5 358 011 руб.61 коп., в части превышающей минимальный размер арендной платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 10 716 023 руб. 23 коп.; в части использования лесных участков для заготовки древесины арендная плата составляет 3 386 869 руб. 50 коп. в год, в том числе в части минимального размера арендной платы, направляемой в федеральный бюджет, в размере 2 257 913 руб., в части превышающей минимальный размер арендной платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, размере 1 128 956 руб. 50 коп, и вносится в 2011 году согласно приложению N 4.
Пунктом 6 договора аренды предусмотрено, что в последующие годы размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесных участков и за единицу объема древесины, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При изменении ставок платы за единицу площади лесных участков и единицу древесины арендодатель в одностороннем порядке изменяет размер арендной платы с письменным уведомлением арендатора.
Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Арендная плата за четвертый квартал вносится ежегодно в срок до 20 декабря соответствующего года (пункт 7 договора аренды).
За несвоевременное или неполное внесение арендной платы на арендатора пунктом 14 договора аренды возложена ответственность в виде уплаты пеней в размере 0,03 процентов от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Департамент направил в адрес общества уведомление от 03.03.2017 N 783 с указанием на то, что арендная плата на 2017 год составляет 18 634 500 руб. 53 коп., из которых денежные средства в размере 6 211 500 руб. 18 коп. подлежат перечислению в доход федерального бюджета, а денежные средства в размере 12 423 000 руб. 35 коп. - в доход Кемеровской области, и о внесении им в бюджет платы за использование лесов по договору аренды за 1 квартал 2017 года в сумме 4 658 625 руб. 14 коп. (1 552 875 руб. 05 коп. - в доход федерального бюджета, 3 105 750 руб. 09 коп. - в бюджет Кемеровской области).
Так как оплата обществом названной суммы произведена не была, департамент претензией от 07.04.2017 N 286 потребовал погасить долг до 07.05.2017.
Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для предъявлением последним в суд настоящего иска (с учетом уточнений).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств полной или частичной оплаты за спорный период.
Апелляционный суд, отменяя решение, счел, что на стороне ответчика образовалась переплата по договору аренды и задолженность фактически отсутствует, поскольку договор аренды заключен не на торгах, арендная плата является регулируемой, подлежит определению по правилам статьи 73 ЛК РФ и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310).
Выводы апелляционного суда отвечают установленным по делу обстоятельствам и применимому к рассматриваемым правоотношениям законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункты 1, 2 статьи 424 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Установив, что спорный договор аренды заключен не на торгах, апелляционный суд верно отметил, что к нему применима регулируемая цена и истец при исчислении арендной платы должен руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с правовой позицией, сформированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171 и от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409, согласно которой размер арендной платы по договорам аренды, заключенным не по результатам торгов (конкурсов и аукционов), является регулируемым и не может превышать размер арендной платы, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации, что вытекает из системного толкования положений статьи 73 ЛК РФ и постановления N 310.
Учитывая, что постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что арендная плата по договору аренды в части минимального размера арендной платы подлежала определению с учетом коэффициента 1,31.
Согласно расчету истца размер арендной платы без повышающего коэффициента (исходя из минимального размера арендной платы) за период с 01.07.2011 по 31.03.2018 составил 38 898 196 руб. 47 коп.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что с момента заключения договора аренды ответчиком вносилась арендная плата с применением повышающего коэффициента: минимальный размер арендной платы в доход федерального бюджета и арендная плата сверх минимального размера в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание, что в акте сверки взаиморасчетов, представленном департаментом, зафиксирована произведенная ответчиком арендная плата за период с 01.01.2014 по 24.01.2018 по договору аренды в сумме 52 547 146 руб. 66 коп., апелляционный суд установил на стороне общества переплату по договору аренды в целом (как в отношении федерального бюджета, так и в отношении бюджета Кемеровской области) и отсутствие задолженности.
При этом апелляционный суд правильно указал, что установление конкретного размера переплаты, исходя из исковых требований, не входит в предмет доказывания по настоящему делу, тем более что сам факт переплаты истцом не оспорен, документально не опровергнут.
К тому же, несмотря на указание обществом в дополнениях к апелляционной жалобе на наличие на его стороне переплаты по арендным платежам по договору аренды в размере 43 029 802 руб. 05 коп. (с учетом акта сверки взаимных расчетов, представленного истцом), поскольку оплата производилась с применением повышающих коэффициентов, департамент собственный контррасчет с приложением соответствующих доказательств в апелляционный суд не представил.
Поэтому ссылка заявителя на то, что наличие переплаты в доход бюджета Кемеровской области не свидетельствует об отсутствии задолженности в доход федерального бюджета, является несостоятельной.
Что касается утверждения истца о верности его расчетов со ссылкой на судебные акты, которыми в пользу департамента за предыдущие периоды взыскивался долг с ответчика, то апелляционный суд правомерно отклонил этот довод, так как по ранее разрешенным спорам рассматривались только обстоятельства наличия задолженности по договору аренды, а ее обоснованность не проверялась.
В связи с изложенным в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Таким образом, доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, выводов апелляционного суда не опровергают, о неправильном применении норм права не свидетельствуют, по существу, сводятся к несогласию с оценкой суда относительно установленных им обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется и в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В связи с тем, что доказательства направления обществу копии поступивших 14.09.2018 (входящий N 4274/2018(4911)) в суд кассационной инстанции дополнений к кассационной жалобе департамента от 12.09.2018 N 01-15/1775, подателем жалобы не приложены, дополнения подлежат возвращению заявителю, однако суд кассационной инстанции не возвращает дополнения на бумажном носителе, поскольку они направлены в электронном виде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 04.07.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11036/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что спорный договор аренды заключен не на торгах, апелляционный суд верно отметил, что к нему применима регулируемая цена и истец при исчислении арендной платы должен руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с правовой позицией, сформированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171 и от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409, согласно которой размер арендной платы по договорам аренды, заключенным не по результатам торгов (конкурсов и аукционов), является регулируемым и не может превышать размер арендной платы, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации, что вытекает из системного толкования положений статьи 73 ЛК РФ и постановления N 310.
Учитывая, что постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что арендная плата по договору аренды в части минимального размера арендной платы подлежала определению с учетом коэффициента 1,31."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2018 г. N Ф04-4274/18 по делу N А27-11036/2017