г. Тюмень |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А03-12915/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Алексеевой Н.А.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсами землеустройству города Барнаула на решение от 03.04.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 21.06.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А03-12915/2017 по заявлению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (656043, город Барнаул, улица Короленко, 65, ИНН 2221114698, ОГРН 1062221001160) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, город Барнаул, улица Советская, 16, ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132) об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация города Барнаула; филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Суд установил:
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности от 28.04.2017 N 22/001/005/2017-772 и обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности городского округа - города Барнаула Алтайского края на земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, город Барнаул, проезд Деловой (от улицы Попова до улицы Куета).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Барнаула (далее - администрация); филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решение от 03.04.2018 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.06.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного комитетом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое уведомление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку комитетом были представлены документы, содержащие всю необходимую информацию об объекте регистрации.
Управлением и третьими лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, комитет обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности городского округа - город Барнаул на многоконтурный земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проезд Деловой (от улицы Попова до улицы Куета) (далее - земельный участок).
Уведомлением от 30.01.2017 N 22/001/005/2017-772 регистрирующий орган на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), со ссылкой на пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), сообщил комитету о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок на три месяца ввиду непредставления документов, подтверждающих наличие оснований для проведения государственной регистрации.
Поскольку в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, управление в порядке статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало в осуществлении государственной регистрации право собственности на земельный участок, известив комитет уведомлением от 28.04.2017 N 22/001/005/2017-772.
Не согласившись с указанным отказом, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из наличия у управления правовых оснований для отказа комитету в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Исходя из положений статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ, Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.10.2009 N 302, управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (органом регистрации прав), основными функциями которого является государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В рассматриваемом случае государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена со ссылкой на пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, в связи с непредставлением доказательств нахождения на нем объектов, являющихся муниципальной собственностью.
Согласно положениям пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимся в муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли, что правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке (в Едином государственном реестре недвижимости данные тоже отсутствуют) не представлено.
При этом суды правильно указали, что представленная комитетом для регистрации права собственности на земельный участок выписка из реестра объектов муниципальной собственности города Барнаула от 24.06.2016 N 831, согласно которой проезжая часть дороги по адресу: проезд Деловой от улицы Попова до улицы Куета протяженностью 1 900 м является собственностью городского округа - город Барнаул Алтайского края, не может являться правоустанавливающим документом в отношении земельного участка, поскольку в данной выписке адресные ориентиры дороги с учетом ее протяженности 1 900 м в привязке к адресным ориентирам земельного участка, площадью 54 576 кв. м, состоящего из 5 контуров, отсутствуют, при этом 4 части земельного участка имеют зоны с особыми условиями использования территорий (объекты электросетевого хозяйства).
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ комитетом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно признали оспариваемый отказ управления законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.04.2018 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.06.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12915/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В рассматриваемом случае государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена со ссылкой на пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, в связи с непредставлением доказательств нахождения на нем объектов, являющихся муниципальной собственностью.
Согласно положениям пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимся в муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф04-3839/18 по делу N А03-12915/2017