г. Тюмень |
|
9 января 2024 г. |
Дело N А45-17454/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области на постановление от 26.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Зайцева О.О.) по делу N А45-17454/2023 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр Домоуправления" (630106, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Сибиряков-Гвардейцев, дом 82, ОГРН 1145476059123, ИНН 5401379201) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) о признании недействительным предписания от 06.06.2023 N 08-03-/679-1.
Другое лицо, участвующее в деле, - Дерюшева Татьяна Павловна (Новосибирская область, город Новосибирск).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Журавлева Л.П. по доверенности от 28.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр Домоуправления" - Карташева А.А. по доверенности от 26.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр Домоуправления" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 06.06.2023 N 08-03-/679-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дерюшева Татьяна Павловна (далее - Дерюшева Т.П.).
Определением от 20.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области заявление общества оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением от 26.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда определение суда первой инстанции отменено; дело направлено на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, и оставить в силе определение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку обществом не был соблюден установленный действующим законодательством досудебный порядок урегулирования спора, у суда первой инстанции имелись основания для оставления заявления без рассмотрения; неверная информация о порядке и сроках обжалования, содержавшаяся в предписании, не освобождает общество от необходимости такого обжалования.
Общество и Дерюшева Т.П. отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 290 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Петухова, дом 99/1, на основании лицензии от 15.04.2015.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении от 10.05.2023, инспекцией на основании решения от 05.06.2023 N 08-01-000/679 проведен инспекционный визит, в ходе которого установлено, что в период с апреля по май 2023 года обществом произведено начисление размера платы за услугу по содержанию общего имущества многоквартирного дома по тарифу 25,22 руб. в соответствии с постановлением Мэрии города Новосибирска от 09.11.2021 N 3911 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, в которых собственники помещений на их общем собрании не приняли решение об установлении размеры платы за содержание жилого помещения".
По результатам инспекционного визита составлен акт от 06.06.2023 и выдано предписание, согласно которому обществу необходимо осуществить перерасчет размера платы за содержание общего имущества в соответствии с тарифом, принятым протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома, и производить начисления размера платы за содержание общего имущества по тарифу, принятому протоколом общего собрания собственников.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя заявление без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что обществом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, установленный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что несоблюдение указанного порядка в рассматриваемом случае не может являться безусловным основанием для оставления заявления общества без рассмотрения, поскольку проведет к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению права общества на судебную защиту.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора для субъектов экономической деятельности, оспаривающих ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, состоит в исчерпании такими лицами административных средств защиты - в обжаловании в установленном порядке оспариваемого акта, решения, действий (бездействия), если в соответствии с федеральным законом реализация права на обжалование является условием для последующего обращения в суд (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" (далее - Постановление N 18).
В силу части 1 статьи 39 Закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в настоящем случае обществом не был соблюден предусмотренный статьей 39 Закона N 248-ФЗ порядок досудебного урегулирования спора.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Целью досудебного урегулирования, то есть деятельности сторон спора до обращения в суд, осуществляемой, в частности, посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке, является мирное разрешение спора (пункт 1 Постановления N 18).
В рассматриваемом случае намерения к мирному урегулированию спора со стороны инспекции судом апелляционной инстанции усмотрено не было. О наличии соответствующего намерения не заявлено и в суде кассационной инстанции.
При этом апелляционным судом верно отмечено, что оспариваемое предписание содержит вводящую общество в заблуждение информацию о порядке обжалования предписания, не соответствующую действующей редакции Закона N 248-ФЗ (инспекцией указаны в качестве альтернативы возможность обжалования предписания в судебном порядке или принесение на него возражений в инспекцию).
При таких фактических обстоятельствах, учитывая, что впервые о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора инспекцией было заявлено в судебном заседании, состоявшемся 13.09.2023, ранее (20.07.2023) инспекцией представлялся отзыв, в котором на указанное обстоятельство она не ссылалась, соответствующее заявление не было сделано и в судебном заседании, состоявшемся 02.08.2023; к моменту оставления заявления без рассмотрения дело рассматривалось более двух месяцев (заявление поступило в суд 20.06.2023, производство по делу возбуждено 14.07.2023); установленный частью 6 статьи 40 Закона N 248-ФЗ срок подачи жалобы обществом пропущен; на наличие иных причин для его пропуска помимо введения инспекцией в заблуждение относительно порядка обжалования предписания, общество не ссылается, при этом инспекция указанное обстоятельство уважительным не считает, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что определение суда первой инстанции, формально соответствующее процессуальному законодательству, нельзя считать соответствующим принципам и задачам административного судопроизводства, поскольку оставление заявления общества без рассмотрения приведет к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению права общества на судебную защиту, в связи с чем отменил определение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 26.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17454/2023 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае намерения к мирному урегулированию спора со стороны инспекции судом апелляционной инстанции усмотрено не было. О наличии соответствующего намерения не заявлено и в суде кассационной инстанции.
При этом апелляционным судом верно отмечено, что оспариваемое предписание содержит вводящую общество в заблуждение информацию о порядке обжалования предписания, не соответствующую действующей редакции Закона N 248-ФЗ (инспекцией указаны в качестве альтернативы возможность обжалования предписания в судебном порядке или принесение на него возражений в инспекцию).
При таких фактических обстоятельствах, учитывая, что впервые о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора инспекцией было заявлено в судебном заседании, состоявшемся 13.09.2023, ранее (20.07.2023) инспекцией представлялся отзыв, в котором на указанное обстоятельство она не ссылалась, соответствующее заявление не было сделано и в судебном заседании, состоявшемся 02.08.2023; к моменту оставления заявления без рассмотрения дело рассматривалось более двух месяцев (заявление поступило в суд 20.06.2023, производство по делу возбуждено 14.07.2023); установленный частью 6 статьи 40 Закона N 248-ФЗ срок подачи жалобы обществом пропущен; на наличие иных причин для его пропуска помимо введения инспекцией в заблуждение относительно порядка обжалования предписания, общество не ссылается, при этом инспекция указанное обстоятельство уважительным не считает, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что определение суда первой инстанции, формально соответствующее процессуальному законодательству, нельзя считать соответствующим принципам и задачам административного судопроизводства, поскольку оставление заявления общества без рассмотрения приведет к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению права общества на судебную защиту, в связи с чем отменил определение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 января 2024 г. N Ф04-7355/23 по делу N А45-17454/2023