г. Тюмень |
|
9 ноября 2018 г. |
Дело N А75-5287/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Первухиной О.В.,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" на решение от 06.06.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Фёдоров А.Е.) и постановление от 31.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А75-5287/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (628007, город Ханты-Мансийск, улица Доронина, 26, ИНН 8601043934, ОГРН 1118601000880) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) о признании незаконным пункта 1 предписания.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" - Булатов П.Ф. по доверенности от 10.09.2018;
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Слинкин Д.А. по доверенности от 15.01.2018.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) о признании незаконным пункта 1 предписания от 05.04.2018 N ХМ-90 (далее - предписание).
Решением от 06.06.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предписание не отвечает признакам конкретности и исполнимости, поскольку не позволяет определить, какое нарушение обществу необходимо устранить и каким образом; из оспариваемого предписания невозможно определить точный размер платы за работы по содержанию систем теплоснабжения (ВДС инженерных сетей по отоплению); общество не вправе пересчитывать плату за предоставленные потребителям коммунальные услуги.
Служба в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Ханты-Мансийск, улица Чкалова, 29/2 (далее - многоквартирный дом), на основании протокола общего собрания собственников от 23.02.2015 и договора управления многоквартирным домом от 23.02.2015 N 04 (далее - договор).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения в многоквартирном доме, службой проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии "Магика" заводской N МD207030 (далее - ОДПУ) в течение семи месяцев (с 01.09.2017) находится в нерабочем состоянии, при этом обществом не приняты своевременно меры по его замене (ремонту), что является нарушением подпункта "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ).
По результатам проверки службой составлен акт от 05.04.2018 N ХМ-90 и выдано предписание от 05.04.2018 N ХМ-90, согласно пункту 1 которого обществу необходимо в срок до 25.04.2018 произвести перерасчет абонентской платы собственникам помещений многоквартирного дома за ненадлежащее содержание общедомового имущества в части содержания и текущего ремонта ВДС инженерных сетей по отоплению за период с октября 2017 года до момента ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в соответствии с пунктом 3.1.2 договора и частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Общество, не согласившись с предписанием службы в части пункта 1, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемый пункт предписания службы соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в силу части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 11 статьи 2 Закона об энергосбережении предусмотрено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии являются общим имуществом.
Подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу пункта 5.2.24 ПиН ТЭЖФ на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должны быть установлены запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматуры должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Исходя из приведенных положений законодательства при управлении многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию общедомовых приборов учета тепловой энергии многоквартирного дома, которое включает в себя помимо прочего нахождение их в технически исправном состоянии, возложена на эту управляющую организацию.
В рассматриваемом случае, как установлено судами и не оспаривается обществом, многоквартирный дом оборудован ОДПУ, который в течение 7 месяцев (с 01.09.2017) находился в технически неисправном состоянии, при этом обществом не были приняты своевременные меры по его замене (ремонту).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об оказании обществом услуг ненадлежащего качества по содержанию общедомового имущества.
В соответствии с пунктом 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами.
Размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по формуле, указанной в пункте 10 названных Правил.
Из взаимосвязанных положений указанных норм следует, что управляющая организация, оказавшая услуги и выполнившая работы ненадлежащего качества, обязана уменьшить размер платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что при исполнении пункта 1 предписания общество обязано освободить потребителей от оплаты коммунальной услуги или уменьшить ее размер, является ошибочным, вместе с тем он не привел к принятию неправильного судебного акта по существу спора.
В судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы представитель общества подтвердил, что приложением N 4 к договору установлен размер платы за содержание и текущий ремонт ВДС инженерных сетей отопления.
Поскольку уменьшение платы за содержание жилого помещения определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке, подлежит отклонению довод общества о том, что предписание не отвечает принципам конкретности и исполнимости в связи с отсутствием в нем указания на способ устранения нарушения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным пункта 1 предписания.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.06.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 31.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5287/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
...
В соответствии с пунктом 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2018 г. N Ф04-5103/18 по делу N А75-5287/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5103/18
01.11.2018 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5287/18
31.08.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8613/18
06.06.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5287/18