г. Тюмень |
|
13 ноября 2018 г. |
Дело N А75-2369/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мальцева С.Д.,
судей Забоева К.И.,
Шабаловой О.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКВАсеть" на решение от 23.04.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Неугодников И.С.) и постановление от 14.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Веревкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А75-2369/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "АКВАсеть" (628449, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, город Лянтор, улица Магистральная, дом 22, ИНН 8617017337, ОГРН 1028601682449) к Лянторскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения" (628449, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Сургутский, город Лянтор, улица Магистральная, строение 14, ИНН 8617028441, ОГРН 1098617001119) о признании незаконным расчета объема коммунального ресурса и возложении обязанности по перерасчету.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АКВАсеть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Лянторскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения" (далее - предприятие) с иском о признании незаконным определения объема коммунального ресурса по отведению сточных вод, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в соответствии с требованиями подпункта "в4" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), об обязании произвести перерасчет (корректировку) объема услуг по приему сточных вод за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
Решением от 23.04.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 14.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: суды не учли, что предметом заключенного между сторонами договора ресурсоснабжения является исключительно приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД); МКД, в отношении которых производится поставка коммунальных ресурсов, не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета (далее - ОДПУ) сточных вод; в соответствии с частью 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 124 объемы принятых сточных вод на общедомовые нужды должны определяться исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных услуг, который установлен уполномоченным органом; общество как хозяйствующий субъект без самостоятельного экономического интереса оплачивает объем коммунального ресурса денежными средствами исходя из платежей, поступивших от граждан.
Предприятие в представленном отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между предприятием (ресурсоснабжающая организация) и обществом (исполнитель) заключен договор горячего, холодного водоснабжения и водоотведения от 22.02.2017 N 565 (далее - договор), подписанный сторонами в редакции протокола согласования разногласий от 13.06.2017, по условиям которого ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку коммунальных ресурсов исполнителю в необходимых для содержания общего имущества МКД объемах (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 договора при его исполнении договора стороны руководствуются Правилами N 124.
МКД, находящиеся в управлении общества, оборудованы ОДПУ холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, ОДПУ сточных вод (водоотведения) в указанных МКД отсутствуют. Между предприятием и собственниками помещений, расположенных в указанных МКД, заключены договоры ресурсоснабжения.
Приказом от 11.11.2013 Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 22-нп, действующим в редакции от 26.05.2017, установлены нормативы потребления коммунальной услуги водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 предприятие оказывало обществу услуги водоотведения по договору. Несогласие общества с применяемой предприятием методикой расчета объема предоставленной услуги по приему сточных вод как противоречащей, по его мнению, подпункту "в" пункта 21 (1) Правил N 124, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 421, пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 21, 21(1) Правил N 124, исходя из отсутствия ОДПУ сточных вод (водоотведения), отказал в удовлетворении исковых требований.
При этом суд указал на то, что объем водоотведения МКД равен объему горячей и холодной воды, поставленной в МКД, мотивируя этот вывод положениями подпункта "в4" пункта 21 Правил N 124.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствовался тем, что поскольку правоотношения лиц, приобретающих коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг собственникам помещений, расположенных в МКД, а также в целях содержания общего имущества МКД, должны быть единообразны, исчисление объема услуги водоотведения, потребленной на общедомовые нужды, в отсутствия ОДПУ сточных вод (водоотведения) по нормативам потребления ставит общество в преимущественное положение применительно к ситуации, когда оно является исполнителем соответствующей коммунальной услуги перед собственниками помещений, что нарушает принцип равенства участников гражданского оборота.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, указанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 по делу N 307-ЭС15-9062, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ предусматривает, что при отсутствии ОДПУ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 124, которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), установив два варианта расчета.
Указанный порядок зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, в целях содержания общего имущества МКД (подпункт "в4" пункта 21 Правил N 124).
Подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124 в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в ситуации, когда договор ресурсоснабжения заключен применительно к ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 (1) Правил N 124, МКД не оборудован ОДПУ сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления и не может быть определен иным образом.
Нормативы потребления коммунальной услуги водоотведения в целях содержания общего имущества в МКД на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлены.
В ходе рассмотрения дела общество ссылалось на наличие у учреждения заключенных с собственниками помещений, расположенных в МКД, договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались. Отсутствие в МКД ОДПУ сточных вод (водоотведения) установлено судами.
С учетом указанных обстоятельств к отношениям сторон подлежал применению подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124.
Выводы судов о том, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате в связи с содержанием общего имущества МКД, может быть определен на основании положений подпункта "в4" пункта 21 Правил N 124 сделан без учета приведенных положений законодательства, а также общего толкования статьи 157 ЖК РФ, устанавливающей применение норматива в качестве приоритетного способа определения объема потребленных коммунальных услуг в отсутствии прибора учета.
Указанный судом расчетный метод определения объема потребленной коммунальной услуги не соответствует целям заключенного между сторонами договора, а также порядку определения обязательств общества, установленному подлежащими применению положениями законодательства. Довод о необходимости обеспечения равноправия исполнителей коммунальных услуг, предмет обязательств которых различен, не может исключать применения соответствующих положений (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований о перерасчете за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, суды не учли, что в силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" примененные судами положения подпункта "в4" пункта 21 Правил N 124 вступили в силу с 01.06.2017, что исключает их применение к отношениям, сложившимся до указанной даты.
Применив нормы права, не подлежащие применению, суды также не проверили объем и стоимость коммунальных услуг, выставленных предприятием обществу в спорный период, на соответствие требованиям подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124, а также наличие оснований для произведения перерасчета.
Поскольку выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и относящихся к предмету доказывания, вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции, в связи с необходимостью установления фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 287 АПК РФ), обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо в соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ учесть сказанное в настоящем постановлении и устранить допущенные нарушения, а также предпринять меры для полного и всестороннего исследования доказательств и установлению обстоятельств дела. В частности суду следует: выяснить обстоятельства относительно порядка определения предприятием объема предъявленных обществу к оплате услуг по отведению сточных вод и проверить соответствие этого порядка действовавшим в спорный период нормативным правовым актам;
с учетом произведенных обществом платежей проверить наличие оснований для проведения перерасчета; при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов и возражений, дать им надлежащую оценку в соответствии с нормами процессуального законодательства; принять законное и обоснованное решение, надлежащим образом применив нормы материального и процессуального права; распределить судебные расходы, в том числе понесенные в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.04.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 14.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2369/2018 отменить. Дело направить
на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Мальцев |
Судьи |
К.И. Забоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о том, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате в связи с содержанием общего имущества МКД, может быть определен на основании положений подпункта "в4" пункта 21 Правил N 124 сделан без учета приведенных положений законодательства, а также общего толкования статьи 157 ЖК РФ, устанавливающей применение норматива в качестве приоритетного способа определения объема потребленных коммунальных услуг в отсутствии прибора учета.
Указанный судом расчетный метод определения объема потребленной коммунальной услуги не соответствует целям заключенного между сторонами договора, а также порядку определения обязательств общества, установленному подлежащими применению положениями законодательства. Довод о необходимости обеспечения равноправия исполнителей коммунальных услуг, предмет обязательств которых различен, не может исключать применения соответствующих положений (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований о перерасчете за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, суды не учли, что в силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" примененные судами положения подпункта "в4" пункта 21 Правил N 124 вступили в силу с 01.06.2017, что исключает их применение к отношениям, сложившимся до указанной даты."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2018 г. N Ф04-4943/18 по делу N А75-2369/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4943/18
09.08.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5686/19
27.03.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2369/18
13.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4943/18
14.08.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7628/18
23.04.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2369/18