г. Тюмень |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А70-3067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации городского округа город Тюмень на решение от 30.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А) и постановление от 30.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-3067/2018 по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" (625023, город Тюмень, улица Пржевальского, 35, 3, ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837) к Администрации городского округа город Тюмень (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) об оспаривании действий (бездействия) и обязании устранить допущенное нарушение прав.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" - Бутакова Ю.Г. по доверенности от 30.12.2017,
от Администрации городского округа город Тюмень - Жесткова А.С. по доверенности от 14.06.2018.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Проектно-строительная фирма "СТАР" (далее - общество, ЗАО "ПСФ "Стар") обратилось в арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Тюмень (далее - администрация) во внесении изменений в разрешение на строительство, изложенного в письме от 16.01.2018 N 38-06-2623, и обязании внести изменения в разрешение на строительство от 09.04.2013 N RU72304000-104-рс.
Решением от 30.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ЗАО "ПСФ "Стар" удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что полномочие по разделению объекта строительства на этапы реализуется путем подготовки проектной документации на каждый из этапов; обществом не соблюдены положения частей 12.1, 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87).
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ПСФ "Стар" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ПСФ "Стар" является заказчиком - застройщиком объекта капитального строительства "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская - Рижская - Пржевальского" (далее - объект), осуществляет строительство на основании разрешения от 09.04.2013 N RU72304000-104-рс, выданного администрацией, и проектной документации шифр 0004-97-00.
Проектирование и строительство объекта предусмотрено в 2 этапа (очереди): секция 7.1 и выставочный комплекс.
Показатели объекта капитального строительства об инженерном оборудовании и сетях инженерно-технического обеспечения в разрешении на строительство в строке "краткие проектные характеристики" указаны как "Инженерные сети".
С целью ввода построенной части объекта недвижимости в эксплуатацию обществом было принято решение выделить здание трансформаторной блочной подстанции с кабельной линией 10 кВ (далее - спорная ТП) в отдельный (третий) этап строительства.
20.12.2017 общество обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство N RU 72304000-104-рс, а именно: строки "наименование объекта капитального строительства" и "краткие проектные характеристики, описание этапа" дополнить словами - "Трансформаторная блочная подстанция с кабельной линией 10 кВ (3 этап строительства)".
Письмом от 16.01.2018 N 38-06-2623 администрация отказала во внесении изменений в разрешение на строительство, сославшись на отсутствие разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении такого объекта капитального строительства как "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская - Рижская - Пржевальского", состоящего из трех этапов.
Не согласившись с данным отказом администрации, ЗАО "ПСФ "Стар" обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, поэтому удовлетворили заявленные обществом требования.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 48.1 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 названной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).
Состав разделов проектной документации объектов капитального строительства и требования к их содержанию определены частью 12 статьи 48 ГрК РФ и Положением N 87.
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (часть 15 статьи 48 ГрК РФ).
В силу части 12.1 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 8 Положения N 87 предусмотрено, что необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В целях Положения N 87 под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что проектная документация в отношении спорной ТП была представлена администрации в необходимом объеме в составе проектной документации шифр 0004-97-00 (1 очередь строительства. Секция 7.1), получившей положительное заключение государственной экспертизы от 10.06.2009 N 72-1-4-0002-09, и с отметкой застройщика об ее утверждении в порядке пункта 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство.
В период выдачи ЗАО "ПСФ "Стар" разрешения на строительство действовала Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденная приказом Минрегиона России от 19.10.2006 N 120. В нарушение раздела I данной Инструкции при выдаче разрешения на строительство от 09.04.2013N RU 72304000-104-рс администрацией внесена только запись "Инженерные сети" без указания технических проектных характеристик и наименования строения трансформаторной подстанции и сооружений сетей.
Кроме того, на момент выдачи разрешения N RU 723 04000-104-рс фактически спорная ТП и кабельная линия объекта уже были построены на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 25.10.2002 N 3802 в соответствии с архитектурно-планировочным заданием от 29.12.1995 N 132 и техническими условиями.
Принимая во внимание, что внесение изменений в разрешение на строительство в рассматриваемом случае обусловлено необходимостью идентификации и ввода в эксплуатацию возведенной части объекта капитального строительства, которая может эксплуатироваться автономно от остальной части возводимого комплекса, суды обосновано сочли, что разделение обществом производимого строительства объекта на этапы не противоречит положениям ГрК РФ.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав оспариваемый отказ администрации незаконным и возложив на нее в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность по внесению изменений в разрешение на строительство N RU 72304000-104-рс.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В целом доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии администрации с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3067/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что проектная документация в отношении спорной ТП была представлена администрации в необходимом объеме в составе проектной документации шифр 0004-97-00 (1 очередь строительства. Секция 7.1), получившей положительное заключение государственной экспертизы от 10.06.2009 N 72-1-4-0002-09, и с отметкой застройщика об ее утверждении в порядке пункта 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство.
В период выдачи ЗАО "ПСФ "Стар" разрешения на строительство действовала Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденная приказом Минрегиона России от 19.10.2006 N 120. В нарушение раздела I данной Инструкции при выдаче разрешения на строительство от 09.04.2013N RU 72304000-104-рс администрацией внесена только запись "Инженерные сети" без указания технических проектных характеристик и наименования строения трансформаторной подстанции и сооружений сетей."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2018 г. N Ф04-4883/18 по делу N А70-3067/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16066/18
15.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4883/18
30.08.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9131/18
30.05.2018 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3067/18