г. Тюмень |
|
4 декабря 2018 г. |
Дело N А45-9231/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение от 21.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 01.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Сбитнев А.Ю.) по делу N А45-9231/2018 по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (119160, город Москва, Большой Знаменский переулок, 8, 3, ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616; 620100, город Екатеринбург, Сибирский тракт, 5) к 120 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (119019, город Москва, улица Знаменка, 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284; 630005, город Новосибирск, улица Мичурина, 20, 207) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании принял участие представитель федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - Брюхов Д.Б. по доверенности от 16.02.2017.
Суд установил:
федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие, ФКП "УЗКС МО РФ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны России (далее - административный орган, 120 отдел) от 27.02.2018 N 120/02-05/2018 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 01.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ФКП "УЗКС МО РФ" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предприятие не является субъектом вменяемого 120 отделом административного правонарушения, поскольку не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по получению разрешения на строительство, организация проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу 120 отдел просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя предприятия, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Уставом ФКП "УЗКС МО РФ", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р, предприятие создано в целях осуществления деятельности по выполнению работ и оказанию услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и акционерным обществом "Главное управление обустройства войск" (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от 22.08.2016 N 1617187376032090942000000 на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта: "Хранилище из металлоконструкций системы "МАРХИ" для размещения вооружения, военной и специальной техники на базе 225 БХРВТ, в/ч N 44932, г. Омск" (шифр объекта Ц-42/15-146).
В соответствии с пунктом 2.5 данного контракта государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 контракта, ФКП "УЗКС МО РФ", заключив с ним государственный контракт на оказание услуг по организации проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России от 26.12.2017 N 1719187375002594164000000.
По договору безвозмездного пользования земельным участком от 22.07.2016 N 141/З/БСПЗ(К)-535 предприятие приняло от Министерства обороны Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:824 для выполнения работ по контракту от 22.08.2016.
На основании приказа от 28.11.2017 N 172 сотрудниками административного органа в период с 18.12.2017 по 25.12.2017 проведена выездная проверка, в ходе которой установлено выполнение работ по строительству указанного объекта (хранилище) с мая 2017 года, в отсутствие разрешения на строительство, утвержденной проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
По результатам проверки 120 отделом составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.2018 N 120/02-07/2018 и вынесено постановление от 27.02.2018 N 120/02-05/2018 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 550 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ФКП "УЗКС МО РФ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно частей 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, обязанность по получению которого возложена на застройщика (заказчика).
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство (часть 4 статьи 52 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 16 статьи 1 названного Кодекса застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 58 Градостроительного кодекса).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что строительство спорного объекта осуществлялось в отсутствие соответствующего разрешения, утвержденной проектной документации, при этом ФКП "УЗКС МО РФ", выполняя функции застройщика (заказчика) на данном объекте,допустило подрядчика к выполнению работ.
Принимая во внимание непредставление предприятием доказательств, подтверждающих факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на выполнение требований градостроительного законодательства при осуществлении строительства спорного объекта (хранилище), суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Нарушений административным органом требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; сроки давности и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении от 03.05.2017 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности 120 отделом не нарушены.
Административное наказание назначено предприятию в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ФКП "УЗКС МО РФ" требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления 120 отдела по делу об административном правонарушении.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии в его деянии состава вменяемого ему административного правонарушения, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 01.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9231/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 58 Градостроительного кодекса).
...
Принимая во внимание непредставление предприятием доказательств, подтверждающих факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на выполнение требований градостроительного законодательства при осуществлении строительства спорного объекта (хранилище), суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
...
Протокол об административном правонарушении от 03.05.2017 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
...
Административное наказание назначено предприятию в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф04-5163/18 по делу N А45-9231/2018