г. Тюмень |
|
4 декабря 2018 г. |
Дело N А46-20998/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на решение от 21.06.2018 Арбитражного суда Омской области (судья Горобец Н.А.) и постановление от 17.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А46-20998/2017 по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, город Омск, улица Партизанская, 10, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на сброс нефтепродуктов.
Суд установил:
акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество, АО "ТГК N 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - управление) в выдаче разрешения на сброс нефтепродуктов, указанного в разрешении от 31.07.2017 N 20/2017 в части установления норматива допустимого сброса, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля; обязании выдать структурному подразделению "ТЭЦ-5" АО "ТГК N 11" (далее - СП "ТЭЦ-5"):
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску 1 по нефтепродуктам в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса (далее - НДС) в размере 0,05 мг/дм, со сроком действия с 09.08.2017
(т.е. со дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего разрешения от 08.08.2016 N 16/2016) в соответствии с заявлением общества от 06.07.2017 за исх. N 29-01-35/2293 и прилагаемыми к указанному заявлению предложениями по установлению лимитов;
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в пределах лимитов на сбросы в соответствии с планом снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Омь с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по которому устанавливается лимит на сброс по нефтепродуктам, согласованный управлением 15.05.2017, в размере 0,18 мг/дм, со сроком действия с 09.08.2017 (т.е. со дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего разрешения от 08.08.2016 N 16/2016) в соответствии с заявлением общества от 06.07.2017 за исх. N 29-01-35/2293 и прилагаемыми к указанному заявлению предложениями по установлению лимитов.
Определением от 29.05.2018 Арбитражного суда Омской области произведена процессуальная замена управления на его правопреемника - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент).
Решением от 21.06.2018 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению департамента, управление обоснованно выдало разрешение в оспариваемой части, поскольку установленный в апреле 2017 года факт сброса обществом нефтепродуктов с превышением допустимой концентрации является основанием для отказа в выдаче разрешения в пределах лимитов и сбросов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество 06.07.2017 обратилось в управление с заявлением о выдаче для СП "ТЭЦ-5" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
К указанному заявлению общество приложило все документы, предусмотренные Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.06.2013 N 28900, далее - Административный регламент).
Управление письмом от 03.08.2017 N 07-16/5042 направило в адрес общества разрешение N 20/2017 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - разрешение на сбросы), в соответствии с которым СП "ТЭЦ-5" разрешалось осуществлять сброс веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Омь по выпуску N 1 в период с 31.07.2017 по 31.07.2018. Перечень, допустимых концентраций и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, установлены приложением N 1 к разрешению на сбросы.
В перечне допустимых концентраций в пределах НДС, а также в пределах установленного лимита на сбросы разрешенный сброс загрязняющих веществ по нефтепродуктам в р. Омь по выпуску N 1 равен нулю.
Общество, полагая, что разрешением на сбросы управление фактически отказало в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ по нефтепродуктам, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Административного регламента, постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", пришли к выводу о том, что выданное управлением разрешение на сброс в оспариваемой части противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права общества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (пункт 1 части 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
В силу статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 3).
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ).
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы установлен Административным регламентом, в котором определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 12 данного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента, либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы (пункт 13 Административного регламента).
При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения (пункты 14, 15 Административного регламента).
В рассматриваемом случае Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - министерство) решением от 02.09.2015 N 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2015-00636/00 предоставило обществу в пользование с 02.09.2015 по 20.08.2019 водный объект - р. Омь для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на левом берегу, 7 км от устья.
Названным решением определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных (дренажных) водах, в частности, по нефтепродуктам 0,05 мг/дм.
НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для СП "ТЭЦ-5" (в том числе по нефтепродуктам 0,05 мг/дм) согласован управлением 25.07.2014 и утвержден 20.08.2014 Федеральным агентством водных ресурсов на срок до 20.08.2019.
Поскольку НДС по некоторым веществам (нефтепродукты, медь, железо общее, марганец, алюминий) не достигаются, в СП "ТЭЦ-5" разрабатывались планы снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС.
Лимиты сброса ежегодно утверждались управлением в соответствии с согласованным планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС.
Разрешениями на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 01.09.2015 N 38/2015, от 08.08.2016 N 16/2016, сроком действия с 01.09.2015 по 01.09.2016 и с 08.08.2016 по 08.08.2017, соответственно, управлением была установлена допустимая концентрация загрязняющих веществ в пределах лимитов по нефтепродуктам - 0,193 мг/дм.
Управлением 15.05.2017 согласован представленный обществом план снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Омь СП "ТЭЦ-5" с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, предусматривающий допустимую концентрацию нефтепродуктов в сточных водах СП "ТЭЦ-5" 0,18 мг/дм.
Как следует из материалов дела, установлено судами и не оспаривается департаментом, мотивированный отказ в выдаче разрешения на сбросы по нефтепродуктам в нарушение пункта 12 Административного регламента обществу не был выдан.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах утвержденных НДС и в пределах лимитов установлен пунктами 25, 26 Административного регламента, соответственно.
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды признали, что выданное управлением разрешение на сброс в части установления НДС, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля не соответствует нормам Водного кодекса и действующего законодательства в области охраны окружающей среды и создает препятствия обществу в осуществлении его деятельности.
Суды приняли во внимание, что контроль качества сбрасываемых СП "ТЭЦ-5" сточных вод постоянно производится химической лабораторией химического цеха СП "ТЭЦ-5" в соответствии с согласованной схемой проведения лабораторного контроля за составом сточных вод и влиянием сточных вод на водный объект - р. Омь. Лаборатория химического цеха имеет свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории N ОЗЗ-ИП-16 от 20.06.2016 (действительно до 20.06.2019).
При этом суды сочли, что единичный факт превышения СП "ТЭЦ-5" лимитов на сбросы по нефтепродуктам, последствия которого полностью устранены, не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод подателя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции пункта 2 части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит отклонению, поскольку данное нарушение не является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В мотивировочной части оспариваемых судебных актов в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 170 и пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ указаны законы и иные нормативные акты, которыми руководствовались суды при принятии решения и постановления.
Довод департамента о нарушении судами закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей при обязании органа исполнительной власти выдать разрешение и установить нормативы допустимого сброса, а также лимиты на сбросы веществ основан на ошибочном толковании положений законодательства.
В силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286 и 287 АПК РФ.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.06.2018 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-20998/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ).
...
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды признали, что выданное управлением разрешение на сброс в части установления НДС, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля не соответствует нормам Водного кодекса и действующего законодательства в области охраны окружающей среды и создает препятствия обществу в осуществлении его деятельности.
...
Довод департамента о нарушении судами закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей при обязании органа исполнительной власти выдать разрешение и установить нормативы допустимого сброса, а также лимиты на сбросы веществ основан на ошибочном толковании положений законодательства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф04-5294/18 по делу N А46-20998/2017
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5294/18
17.09.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9191/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-20998/17
21.03.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2145/18
25.01.2018 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-20998/17