г. Тюмень |
|
8 февраля 2019 г. |
Дело N А27-6240/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 07.09.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 15.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу N А27-6240/2018 по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Красноармейская, дом 136, ИНН 4200000446, ОГРН 1024200705242) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Березовская городская больница" (652420, Кемеровская область, город Березовский, улица Строителей, дом 2, ИНН 4203000035, ОГРН 1024200648251) о взыскании 343 094,88 руб.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Березовская городская больница" (далее - Медицинская организация, Учреждение) денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 289 492, 86 руб., штрафа в размере 10% от указанной суммы и пени в размере 37 952,40 руб.
Решением от 07.09.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены частично.
С Медицинской организации в пользу Фонда взыскано 208 672 руб., использованных не по целевому назначению; 28 949,29 руб. штрафа; 27 356,90 руб. пени; 7 530,14 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части требований отказано.
Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в сумме 80 820,86 руб., обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что в период с 11.05.2017 по 09.06.2017 на основании приказа Фонда от 03.05.2017 N 140 проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в Учреждении за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 09.06.2017.
Фондом указано на нецелевое использование денежных средств в сумме 291 723,86 руб., Учреждению предъявлено требование о восстановлении в десятидневный срок данной суммы на счете Фонда, а также уплате штрафа в размере 10% от данной суммы.
Требование было удовлетворено Учреждением частично на сумму 2 231 руб. (восстановление денежных средств на счете Фонда) и 223,10 руб. (штраф).
В оставшейся части Медицинская организация с актом не согласилась, направив в адрес Фонда возражения от 15.06.2017 исх. N 780.
04.08.2017 Фондом в адрес Учреждения направлено требование об уплате денежных средств в оставшейся неуплаченной части, которое Учреждением оставлено без удовлетворения.
В связи с этим Фонд обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
Отказывая частично в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что денежные средства были фактически восстановлены в 2017 году путем направления денежных средств на выплаты сотрудникам, оплата труда которых финансируется за счет средств ОМС.
Суды обеих инстанций, исследовав все юридически значимые для дела факты и имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон о медицинском страховании) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона о медицинском страховании, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона о медицинском страховании, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
Принимая судебные акты, суды двух инстанций правильно руководствовались положениями указанных выше норм действующего законодательства, во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, а также возражениями и доводами обеих сторон.
Судебными инстанциями правомерно указано, что исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н. Предусмотренный данными нормативными актами порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете соблюден Учреждением. Денежные средства в течение отчетного периода были восстановлены Учреждением на счет обязательного медицинского страхования со счета по предпринимательской деятельности в той же сумме, что и ранее были списаны.
Фактическое восстановление спорных денежных средств Учреждением в 2017 году путем включения сотрудников, оплата труда которых финансируется за счет средств ОМС, в перечень работников на выплату заработной платы из других источников, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (служебные записки, табели учета рабочего времени, информация о выплатах работникам) и не оспаривается Фондом.
При данных обстоятельствах судебные инстанции правомерно установили, что требование Фонда о перечислении в бюджет спорной суммы фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих Медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Суды также правомерно отклонили доводы Фонда о том, что законодательно данный вид возврата денежных средств не предусмотрен, не свидетельствует о неправомерности выводов судебных инстанций, поскольку факт восстановления неправомерно списанных средств, то есть их возврата, подтвержден материалами дела, признан самим Фондом, и удовлетворение требований в данной части повлечет фактическое получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылки Общества на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.09.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6240/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона о медицинском страховании, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
...
Судебными инстанциями правомерно указано, что исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н. Предусмотренный данными нормативными актами порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете соблюден Учреждением. Денежные средства в течение отчетного периода были восстановлены Учреждением на счет обязательного медицинского страхования со счета по предпринимательской деятельности в той же сумме, что и ранее были списаны."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2019 г. N Ф04-7069/19 по делу N А27-6240/2018