г. Тюмень |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А27-6266/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на постановление от 31.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Скачкова О.А., Полосин А.Л.) по делу N А27-6266/2018 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению акционерного общества "Тандер" (350002, город Краснодар, улица имени Леваневского, 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, город Кемерово, Октябрьский проспект, 3г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости.
Суд установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - управление) о возложении обязанности снять с кадастрового учета помещения 54, 55, 56 с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:30:0302002:51, расположенные по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, проспект Металлургов, дом 23.
Решением от 26.06.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Филатов А.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 31.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт, которым на управление возложена обязанность по снятию с кадастрового учета помещений 54, 55, 56 с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:30:0302002:51, расположенными по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, проспект Металлургов дом 23.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 31.10.2018 отменить и оставить в силе решение от 26.06.2018.
По мнению заявителя кассационной жалобы, нахождение на государственном кадастровом учете спорных помещений не связано с нарушением прав и законных интересов общества, следовательно, у суда отсутствовали основания для возложения на управление обязанности по снятию данных помещений с кадастрового учета.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу "Центрпродсервис" (далее - ОАО "Центрпродсервис") на праве собственности принадлежало встроенное нежилое помещение - магазин N 18, общей площадью 709 кв. м, в том числе подвал 347,9 кв. м (далее - объект недвижимости, магазин), расположенное по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, проспект Металлургов, дом N 23 (договор купли-продажи от 23.12.1999 N 23; свидетельство о государственной регистрации права серия 42 АА N 073879, регистрационная запись от 01.12.1999 N 42-01/06-1/1999-782049).
В 2010 году ОАО "Центрпродсервис" произведено разделение объекта недвижимости на 3 самостоятельных объекта с присвоением адресов и постановкой на кадастровый учет: помещение N 54, площадью 56,9 кв. м, кадастровый номер 42:230:0302002:51; помещение N 55 площадью 606,60 кв. м, кадастровый номер 42:30:0302002:49; помещение N 56 площадью 16,7 кв. м, кадастровый номер 42:30:0302002:50. Права собственности на вновь образованные объекты зарегистрированы не были.
В целях приведения в соответствие данных Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) сведения об объекте недвижимости (магазине) были перенесены из ЕГРП в ГКН, и данный объект под кадастровым номером 42:30:0101001:3469 был внесен в ГКН как ранее учтенный.
На заявление ОАО "Центрпродсервис" о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 42:30:0101001:3469 управлением направлено 12.05.2017 уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с совпадением местоположения объекта с помещениями с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50 и 42:230:0302002:51 и необходимостью устранить причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
С 21.07.2017 объект недвижимости с кадастровым номером 42:30:0101001:3469 принадлежит на праве собственности АО "Тандер" (договор купли-продажи от 21.07.2017; запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) N 42:30:0101001:3469-42/006/2017-8).
Ссылаясь на то, что постановка ОАО "Центрпродсервис" на государственный кадастровый учет самостоятельных объектов - помещений 54, 55, 56 с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:230:0302002:51 произведена без надлежащих документов и является незаконной, в связи с чем кадастровый учет данных объектов и выданные в соответствии с ним кадастровые паспорта являлись недействительными, а сохранение данных объектов на кадастровом учете влечет ограничение права общества по владению и пользованию объектом недвижимости, с теми параметрами, которые указаны в договоре купли-продажи от 21.07.2017, общество 20.02.2018 обратилось в управление с заявлением о снятии их с кадастрового учета.
Управление письмом от 20.03.2018 отказало в снятии указанных объектов с кадастрового учета, указав на наличие у общества права обращения в суд.
Не согласившись с данным отказом управления, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия у управления правовых оснований для снятия с кадастрового учета объектов с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:230:0302002:51.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, апелляционной суд пришел к выводу, что сохранение на кадастровом учете спорных объектов влечет ограничение правомочий общества по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом недвижимости), так как указанные объекты фактически составляют единый объект.
Оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (постановления от 26.05.2011 N 10-П, от 24.032015 N 5-П и от 10.11.2016 N 23-П; определения от 05.07.2001 N 132-О и N 154-О, от 29.01.2015 N 216-О).
Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 названного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что обращаясь в управление требованием, направленным на прекращение кадастрового учета в отношении несуществующих объектов недвижимости с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:230:0302002:51, общество ссылалось на их постановку на учет в 2010 году без надлежащих документов, подтверждающих правомерность образования трех объектов из одного.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае доказательства того, что при регистрации спорных помещений в ГКН осуществлялась проверка представленных ОАО "Центрпродсервис" документов в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что наличие в ЕГРН записей о трех обособленных объектах, которые фактически составляют один объект, запись о котором также имеется в ЕГРН, создает правовую неопределенность и препятствие в осуществлении правомочий собственника по владению и пользованию своим имуществом.
Принимая во внимание фактически сложившуюся ситуацию, апелляционный суд пришел к выводу, что избранный обществом способ защиты своих прав посредством предъявления в суд требования об обязании управления снять с кадастрового учета помещения 54, 55, 56 с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:30:0302002:51 приведет к восстановлению прав общества и возобновлению процедуры регистрации государственного кадастрового учета изменений в площади помещения с кадастровом номером 42:30:0101001:3469.
Данный подход соответствует разъяснениям пункта 56 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование, возложив на управление в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность по снятию с кадастрового учета спорных помещений с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:30:0302002:51.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 31.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6266/2018 Арбитражного суда Кемеровской области решение оставить без изменения, кассационную жалобу без - удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
...
Принимая во внимание фактически сложившуюся ситуацию, апелляционный суд пришел к выводу, что избранный обществом способ защиты своих прав посредством предъявления в суд требования об обязании управления снять с кадастрового учета помещения 54, 55, 56 с кадастровыми номерами 42:30:0302002:49, 42:30:0302002:50, 42:30:0302002:51 приведет к восстановлению прав общества и возобновлению процедуры регистрации государственного кадастрового учета изменений в площади помещения с кадастровом номером 42:30:0101001:3469.
Данный подход соответствует разъяснениям пункта 56 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2019 г. N Ф04-51/19 по делу N А27-6266/2018