г. Тюмень |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А67-1074/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации города Томска на решение от 05.09.2018 Арбитражного суда Томской области (судья Аксиньин С.Г.) и постановление от 02.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А67-1074/2018 по иску акционерного общества "ТомскРТС" (634050, г. Томск, пер. Нахановича, д. 4А, ОГРН 1145543013880, ИНН 7017351521) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, д. 49, ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925) о взыскании неосновательного обогащения.
Другие лица, участвующие в деле: департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска.
Суд установил:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - АО "ТомскРТС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - департамент недвижимости) о взыскании 61 595,94 руб. неосновательного обогащения по договорам аренды земельных участков: от 23.03.2015 N ТО-21-20866 (земельный участок по адресу г. Томск, пер. 1-й Басандайский, 5е);
от 23.03.2015 N ТО-21-20871 (земельный участок по адресу г. Томск, ул. Беринга, 4, стр. 1); от 23.03.2015 N ТО-21-20868 (земельный участок по адресу г. Томск, Иркутский тракт, 85/4); от 04.03.2015 N ТО-21-20892 (земельный участок по адресу г. Томск, пр. Мира, 31/1) за период с 01.03.2015 по 31.12.2017.
Определением от 03.05.2018 Арбитражного суда Томской области департамент финансов администрации города Томска (далее - департамент финансов, ответчик) привлечен в качестве лица, представляющего интересы муниципального образования "Город Томск".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент недвижимости.
Решением от 05.09.2018 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 02.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с муниципального образования "Город Томск" в лице в лице департамента финансов за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу АО "ТомскРТС" взыскано 61 595,94 руб. неосновательного обогащения, 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, всего 63 595,94 руб.
Департамент финансов обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, отказать в удовлетворении исковых требований общества в полном объеме.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорные объекты необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов; доказательства, свидетельствующие о том, что спорные объекты отображены на генеральном плане муниципального образования "Город Томск", также не представлены; департамент финансов не может являться надлежащим представителем муниципального образования "Город Томск".
В отзыве на кассационную жалобу АО "ТомскРТС" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "ТомскРТС" на основании договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 01.06.2007 N 165-59 (в редакции соглашений от 01.04.2014, от 03.09.2014, от 30.05.2016) владеет, в том числе, объектами теплоснабжения по следующим адресам: г. Томск, пер. 1-й Басандайский, 5е (здание блочно-модульной газовой котельной с инженерными сетями); г. Томск, ул. Беринга, 4, стр. 1 (нежилое здание (КРП) с оборудованием); г. Томск, Иркутский тракт, 85/4 (нежилое здание (ЦТП) с оборудованием); г. Томск, пр. Мира, 31/1 (нежилое здание (ЦТП) с оборудованием).
Для эксплуатации указанных объектов теплоснабжения между муниципальным образованием "Город Томск", от имени и в интересах которого действует департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (арендодатель), и ОАО "ТомскРТС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков: от 23.03.2015 N ТО-21-20866 (земельный участок по адресу: г. Томск, пер. 1-й Басандайский, 5е) договор действует в редакции протокола разногласий от 23.03.2015; от 23.03.2015 N ТО-21-20871 (земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Беринга, 4, стр. 1) договор действует в редакции протокола разногласий от 23.03.2015;
от 23.03.2015 N ТО-21-20868 (земельный участок по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 85/4) договор действует в редакции протокола разногласий от 23.03.2015; от 04.03.2015 N ТО-21-20892 (земельный участок по адресу:
г. Томск, пр. Мира, 31/1) договор действует в редакции протокола разногласий от 04.03.2015.
Для эксплуатации вышеперечисленных объектов теплоснабжения АО "ТомскРТС" на основании указанных договоров, заключенных с муниципальным образованием "Город Томск", переданы в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, указанные в исковом заявлении в таблице N 2.
Арендодатель в соответствии с пунктами 1.1 договоров аренды земельных участков от 23.03.2015 N ТО-21-20866, от 23.03.2015 N ТО-21-20871, от 23.03.2015 N ТО-21-20868, от 04.03.2015 N ТО-21-20892 (далее - договоры аренды) обязуется передать арендатору во временное владение и пользование земельные участки из земель населенных пунктов, указанных в пунктах 1.1 договоров аренды. Указанные земельные участки считаются переданными с момента, указанного в акте приема-передачи (раздел 1 договоров аренды).
Согласно пунктам 2.1 договоров аренды земельных участков они заключены на неопределенный срок.
Арендная плата за землю взимается с 01.04.2014 (договор аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 01.06.2007 N 165-59 в редакции соглашения об изменении, дополнении договора от 01.04.2014 (пункт 3.1 договоров аренды).
Размер арендной платы за пользование земельными участками, механизм его расчета, ставки и коэффициенты определяются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и могут изменяться в сторону увеличения арендодателем в одностороннем порядке не чаще одного раза в год (пункт 3.2 договоров аренды).
Арендная плата устанавливается в соответствии с решением думы города Томска от 05.07.2011 N 172 "Об утверждении Положения "О переходе на взимание арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и предоставленными в аренду от имени муниципального образования "Город Томск", от кадастровой стоимости земельных участков" (далее - Решение N 172), решением думы города Томска от 05.07.2011 N 171 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск", в случаях ее расчета от кадастровой стоимости земельного участка" (далее - Решение N 171) и составляет: ставка арендной платы - 4 % кадастровой стоимости участка, коэффициент к ставке арендной платы - 0,2 (пункт 3.5 договоров аренды).
Сумма арендной платы за землю на дату подписания договора указана в расчете арендной платы за землю, составленном арендодателем, врученным арендатору при подписании договора (пункт 3.7 договоров аренды).
Плата за пользование земельным участком производится с момента, указанного в договоре, и вносится равными долями, поквартально, не позднее 15 числа второго месяца текущего квартала (пункт 3.8 договоров аренды). Сумма арендной платы на последующие годы ежегодно указывается в расчете арендной платы за землю, составляемом арендодателем в соответствии с нормативным правовым актом на данный календарный год (пункт 3.9 договоров аренды).
О передаче имущества сторонами подписаны акты приема-передачи.
Размеры арендной платы за 2015 - 2017 годы указаны в расчетах арендной платы за землю.
В материалы дела представлены платежные поручения об оплате истцом арендной платы за спорный период.
Ссылаясь на изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), полагая, что подлежит применению иной порядок расчета арендной платы, исходя из величины арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, истцом в адрес ответчика 11.12.2017 направлены претензии NN 11/5916, 11/5914, 11/5917, 11/5915 с требованиями о возмещении неосновательного обогащения по договорам аренды, в связи с перерасчетом истцом арендной платы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ТомскРТС" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 307, 424, 606, 614, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 39.7, 49, 65 ЗК РФ, Законом N 171-ФЗ, статьями 1, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьями 2, 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статьей 4 закона Томской области от 05.12.2016 N 150-ОЗ "О видах объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования Томской области и документах территориального планирования муниципальных образований Томской области" (далее - Закон N 150-ОЗ), приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), разъяснениями, изложенными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), учитывая условия договоров аренды жизнеобеспечивающих систем, договоров аренды земельных участков, доказательства фактической эксплуатации спорных объектов в качестве объектов теплоснабжения, пришел к выводу о том, что спорные объекты, расположенные на арендуемых земельных участках относятся к объектам местного значения, в связи с чем удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика 61 595,94 руб. неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, дополнительно отметив, что отображение объектов на схеме теплоснабжения города Томска, а также на генеральном плане муниципального образования "Город Томск", схеме территориального планирования Томской области относится к компетенции органа местного самоуправления, бездействие которого в данной части не должно влечь негативных последствий для истца.
Довод ответчика о том, что департамент финансов является ненадлежащим представителем муниципального образования, апелляционный суд посчитал необоснованным со ссылкой на статью 125 ГК РФ, разъяснения, изложенные в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Положение о департаменте финансов, утвержденного решением думы города Томска от 15.09.2005 N 1001.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу приведенной нормы права, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии совокупности условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, статьей 65 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанность по своевременному внесению платы за пользование имуществом (арендной платы) на арендатора возложена пунктом 1 статьи 614 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16, 19 Постановления N 73 к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Законом N 171-ФЗ с 01.03.2015 введена в действие статья 39.7 ЗК РФ, в силу пункта 1 которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 20 статьи 1 ГрК РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ организация в границах городского округа теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность признаются объектами теплоснабжения (пункт 5.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 4 Закона N 150-ОЗ определено, что объекты, необходимые для организации теплоснабжения населения в границах городских округов Томской области, относятся к видам объектов местного значения городских округов Томской области, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие городских округов Томской области и подлежащих отображению на генеральных планах городских округов Томской области.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, является Постановление N 582.
Согласно пункту 5 Постановления N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Постановления N 582 Минэкономразвития России издало Приказ N 217, в соответствии с которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В силу правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7), поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что на земельных участках, предоставленных истцу по договорам аренды располагаются здания, сооружения, движимое имущество, необходимое для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Томск", в том числе: центральные тепловые пункты, тепловые сети, принимая во внимание, что земельные участки используются в соответствии с видом разрешенного использования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что арендная плата за пользование спорными земельными участками с 01.03.2015 должна рассчитываться исходя из установленного законом предельного размера арендной платы (Приказ N 217) в размере 0,7 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, в связи с чем обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение за период с 01.03.2015 по 31.12.2017 в сумме 61 595,94 руб.
Таким образом, доводы ответчика не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.09.2018 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1074/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что на земельных участках, предоставленных истцу по договорам аренды располагаются здания, сооружения, движимое имущество, необходимое для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Томск", в том числе: центральные тепловые пункты, тепловые сети, принимая во внимание, что земельные участки используются в соответствии с видом разрешенного использования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что арендная плата за пользование спорными земельными участками с 01.03.2015 должна рассчитываться исходя из установленного законом предельного размера арендной платы (Приказ N 217) в размере 0,7 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, в связи с чем обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение за период с 01.03.2015 по 31.12.2017 в сумме 61 595,94 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2019 г. N Ф04-7139/19 по делу N А67-1074/2018