г. Тюмень |
|
26 февраля 2019 г. |
Дело N А67-4971/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Полукаровой С.А. рассмотрел кассационную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области на решение от 07.08.2018 Арбитражного суда Томской области (судья Сенникова И.Н.) и постановление от 01.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4971/2018 по заявлению Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7017996657, ОГРН 1137000001027) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) об оспаривании предписаний.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Пирогов М.В.) в заседании участвовали представители:
от Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - Камышева С.Э. по доверенности от 17.07.2018;
от Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" - Шмыков А.А. по доверенности от 09.01.2018, Скок А.В. по доверенности от 18.02.2019.
Суд установил:
Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (далее - фонд, региональный оператор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительными предписаний Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - уполномоченный орган, департамент) от 15.12.2017 N С-5704, от 06.04.2018 N С-5704/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" (далее - управляющая компания).
Решением от 07.08.2018 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 01.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично. Предписание департамента от 06.04.2018 N С-5704/1 признано недействительным, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, уполномоченный орган, ссылаясь на нарушение судами норм права, просит отменить указанные судебные акты в части признания недействительным предписания от 06.04.2018 N С-5704/1, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных фондом требований полностью.
По мнению подателя кассационной жалобы, согласно пункту 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в обязанность регионального оператора по аккумулированию взносов на капитальный ремонт на специальном счете, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, входит работа с должниками и взыскание задолженностей в судебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в оспариваемой части подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Дом-Сервис ТДСК" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: город Томск, улица Дальне-Ключевская, 16б (далее - МКД), на основании протокола собрания собственников многоквартирного дома от 20.02.2015 и заключенного с ними договора управления от 20.03.2015.
Собственниками помещений в МКД выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете, владельцем которого определен фонд. Кредитной организацией для открытия специального депозитного счета определено открытое акционерное общество "Сбербанк России" (протокол от 05.05.2014).
Осуществление функций по обработке, начислению, сбору, печати штрих-кодовых платежных квитанций для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД поручено унитарному муниципальному предприятию "ЕРКЦ г. Томска" (протокол от 02.06.2015).
В период с 20.03.2018 по 06.04.2018 уполномоченным органом на основании распоряжения от 20.03.2018 N С-5704/1 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданное фонду предписание от 15.12.2017 N С-5704 в срок до 01.03.2018 не исполнено, не организована работа по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД, формирующего фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.
По результатам проверки должностными лицами департамента составлен акт проверки от 06.04.2018 и фонду вновь выдано предписание от 06.04.2018 N С-5704/1 с содержанием аналогичным предыдущему.
Не согласившись с данными предписаниями уполномоченного органа, региональный оператор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая недействительным предписание от 06.04.2018 N С-5704/1, пришли к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для его выдачи. Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 15.12.2017 N С-5704, суды исходили из пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты в оспариваемой части, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В силу положений части 2 статьи 158, части 1 статьи 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 названного Кодекса взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 170 названного Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 175 Жилищного кодекса специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными названным Кодексом (часть 1).
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 названного Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Из статьи 171 Жилищного кодекса следует, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1); в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 названного Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 Жилищного Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Таким образом, обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом Российской Федерации, только в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора, во всех остальных случаях - это обязанность органа, осуществляющего управление многоквартирным домом. (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая организация).
При этом судами обоснованно отклонены доводы о наличии у регионального оператора, владельца специального счета, обязанности по взысканию задолженности с неплательщиков взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 180 названного Кодекса, статье 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области" (далее - Закон N 116-ОЗ) функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт региональный оператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Жилищным кодексом не предусмотрено аналогичных функций по аккумулированию взносов на капитальный ремонт применительно к специальным счетам, владельцем которых является региональный оператор.
Согласно статье 180 Жилищного кодекса в функции регионального оператора входит лишь открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Функции же аккумулирования взносов на капитальный ремонт (что подразумевает под собой и ведение работы по взысканию задолженности в судебном порядке) региональный оператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, фонды капитального ремонта которых формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса).
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 части 2 статьи 15 Закона N 116-ОЗ.
Из пункта 2 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса следует, что в функции регионального оператора входит открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Проанализировав названные правовые нормы в их системной взаимосвязи, суды обеих инстанций обоснованно указали, что понятия "счет, счета регионального оператора" и "специальный счет" различны.
Оснований для расширительного толкования норм пункта 1 части 1 статьи 180, пункта 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса и вменения обязанности региональному оператору ведение работы по взысканию задолженности в отношении специального счета, владельцем которого он является, не имеется.
Обязанности регионального оператора как владельца специального счета применительно к контролю за формированием фонда капитального ремонта определены в статье 172 Жилищного кодекса, согласно которой владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 названного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 Жилищного кодекса).
В силу части 2 статьи 172 Жилищного кодекса региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Согласно части 3 статьи 172 Жилищного кодекса владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт о специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
При таких обстоятельствах положения указанной статьи не возлагают на владельца специального счета обязанностей, связанных с ведением работы по взысканию задолженности с неплательщиков взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса, в случае если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных названным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9.1 статьи 173 Жилищного кодекса региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 названной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение.
В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 названной статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 Жилищного кодекса, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Из части 10 статьи 173 Жилищного кодекса следует, что если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 названной статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрен специальный порядок контроля собираемости средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность, лишь в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора.
Правовым последствием непогашения задолженности, установленной в уведомлении, является направление органом государственного жилищного надзора информации в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме того, судами принято во внимание, что в силу положений части 1 статьи 161, частей 1, 2 статьи 189 Жилищного кодекса, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункта 3.2 договора управления от 20.03.2015 обязанности по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД, по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также ведению претензионной и исковой работы в отношении должников возлагаются на управляющую компанию.
С учетом изложенного арбитражные суды, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, обоснованно признали недействительным предписание департамента от 06.04.2018 N С-5704/1.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, полностью повторяют позицию уполномоченного органа по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащею правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.08.2018 Арбитражного суда Томской области и постановление от 01.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4971/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовым последствием непогашения задолженности, установленной в уведомлении, является направление органом государственного жилищного надзора информации в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме того, судами принято во внимание, что в силу положений части 1 статьи 161, частей 1, 2 статьи 189 Жилищного кодекса, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункта 3.2 договора управления от 20.03.2015 обязанности по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД, по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также ведению претензионной и исковой работы в отношении должников возлагаются на управляющую компанию."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2019 г. N Ф04-90/19 по делу N А67-4971/2018