г. Тюмень |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А70-8793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Муниципальные закупки города Тюмени" на решение от 22.08.2018 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 11.12.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Грязникова А.С., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-8793/2018 по заявлению муниципального казенного учреждения "Муниципальные закупки города Тюмени" (625048, город Тюмень, улица Малыгина, 5А, ИНН 7202203479, ОГРН 1107232001458) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени", муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа города Тюмени", муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени", муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени", общество с ограниченной ответственностью "САНАС".
В судебном заседании участвовали представители:
от муниципального казенного учреждения "Муниципальные закупки города Тюмени" - Вешкурцева Е.В. по доверенности от 09.01.2019,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Бороздин Е.Н. по доверенности от 09.01.2018.
Суд установил:
муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее - учреждение, организатор аукциона) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 15.03.2018 N ФКС-18-52.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени", муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа города Тюмени", муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени", муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени" (далее - заказчики), общество с ограниченной ответственностью "САНАС" (далее - ООО "САНАС").
Решением от 22.08.2018 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить и признать оспариваемое им решение антимонопольного органа незаконным.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации относятся к группе 81.29 "Услуги по чистке и уборке прочие", включены в класс 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий" и не являются лицензируемым видом деятельности; работы по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий не связаны с медицинской деятельностью, осуществляются вне рамок оказания медицинской помощи.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган, соглашаясь с выводами судов, просит оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения.
Иными лицами отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 27.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) учреждением опубликованы извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий для нужд заказчиков и аукционная документация.
Полагая, что предметом проводимой учреждением закупки являлись работы, для осуществления которых требуется лицензия на медицинскую деятельность по дезинфектологии, а в аукционной документации в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) требование к участникам аукциона о наличии указанной лицензии не установлено, ООО "САНАС" направило в управление жалобу на положения аукционной документации.
Решением от 15.03.2018 антимонопольный орган признал данную жалобу обоснованной, а учреждение - нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении заявленного им требования, поддержав вывод антимонопольного органа о необходимости установления в рассматриваемом случае требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1 и 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, указываются в извещении о проведении электронного аукциона, а также в аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Закон N 52-ФЗ).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются в том числе при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03), дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03).
Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Таким образом, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Поскольку дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом N 323-ФЗ, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности.
Данные выводы соответствуют правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, сформулированным в определениях от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что в рассматриваемом случае объектом закупки являлись работы по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий; требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии в аукционной документации отсутствовало.
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о нарушении учреждением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленного последним требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.08.2018 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.12.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8793/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом N 323-ФЗ, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что в рассматриваемом случае объектом закупки являлись работы по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий; требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии в аукционной документации отсутствовало.
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о нарушении учреждением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленного последним требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2019 г. N Ф04-101/19 по делу N А70-8793/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-101/19
12.03.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12102/18
11.12.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12102/18
04.12.2018 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8793/18
22.08.2018 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8793/18