г. Тюмень |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А67-3637/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Куприной Н.А.,
Мальцева С.Д.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" на постановление от 19.12.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Терехина И.И., Ходырева Л.Е.) по делу N А67-3637/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, Томская область, город Томск, улица Елизаровых, дом 79/2, ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, переулок Плеханова, дом 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) о взыскании задолженности по оплате холодного водоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Томска, департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Сбитнев А.Ю.) в судебном заседании участвовали представители: общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" - Михайловская С.В. по доверенности от 25.12.2018 N 77; муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска - Писушина Я.П. по доверенности от 01.10.2018.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - общество "Томскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска (далее - Департамент финансов) о взыскании 132 407 рублей 49 копеек задолженности по повышающему коэффициенту за период с октября 2016 года по январь 2018 года, 2 445 рублей 91 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.03.2018 по 07.06.2018.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Томска (далее - Администрация), департамент управления муниципальной собственностью администрации город Томска (далее - Департамент муниципальной собственности).
Решением от 13.09.2018 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов за счёт средств казны муниципального образования "Город Томск" взыскано в пользу общества "Томскводоканал" 132 407 рублей 49 копеек задолженности, 2 445 рублей 91 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением от 19.12.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Общество "Томскводоканал", не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: апелляционный суд неверно квалифицирует применяемый в расчётах платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению повышающий коэффициент, как коммунальный ресурс; выводы суда не соответствуют положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 2, 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзыве на кассационную жалобу Департамент финансов возражает против доводов общества "Томскводоканал", просит оставить без изменения обжалуемое постановление, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что муниципальному образованию "Город Томск" на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные по адресам: город Томск, улица Гоголя, дом 36, литера 5, квартира 1; переулок Кононова, дом 15, литера 2, квартира 1; улица Короленко, дом 13А, квартира 9; улица Кулёва, дом 37, квартира 5; улица Никитина, дом 3, квартира 8; улица Пушкина, дом 42А, квартира 1А; улица Савиных, дом 1, квартира 7; городок Северный, дом 58, квартира 10; улица Советская, дом 8А, квартира 1; улица Татарская, дом 8, квартира 2, переданные по договорам социального найма физическим лицам - нанимателям.
В связи с отсутствием в указанных жилых помещениях индивидуальных приборов учёта расхода холодной воды, обществом "Томскводоканал" произведено начисление платы за холодное водоснабжение с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги.
Обществом "Томскводоканал" 10.04.2018 направлена Департаменту муниципальной собственности претензия с требованием об оплате задолженности по повышающему коэффициенту за период с октября 2016 года по январь 2018 года в размере 132 407 рублей 49 копеек.
Поскольку претензионные требования не исполнены, общество "Томскводоканал" обратилось в суд с настоящим иском.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался положениями статей 126, 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 42, 81 Правил N 354, пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и исходил из факта отсутствия в спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учёта холодной воды и обязанности собственника помещений по их установке, правильности представленного истцом расчёта общей суммы повышающего коэффициента, отсутствия контррасчёта, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, при принятии судебного акта руководствовался положениями статей 125, 210, 395 ГК РФ, статей 4, 5, 152 - 154, 157, 169 ЖК РФ, пункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункта 4, подпункта "и" пункта 34, пунктов 42, 42.1, 60.1 Правил N 354, подпункта "е" пункта 22 Правил N 124, пункта 6 приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения", Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Признав выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска ошибочными, апелляционный суд исходил из того, что судом первой инстанции неверно распределено бремя доказывания, поскольку именно на истце лежит обязанность доказать совокупность условий для взыскания именно с ответчика суммы повышающего коэффициента. Кроме того, судом установлено, что истец, заявляя о необходимости применения повышающего коэффициента, не подтвердил в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ наличие (отсутствие) технической возможности установки в спорных жилых помещениях, переданных ответчиком по договорам социального найма, индивидуальных приборов учёта, а также правомерность предъявления к взысканию лишь отдельной части платы за коммунальный ресурс к лицу, не являющемуся его фактическим потребителем. Установление данных обстоятельств позволило суду апелляционной инстанции прийти к выводу об отказе в удовлетворении иска.
По существу спор апелляционным судом разрешён правильно.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьёй 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (часть 2).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Пунктом 80 Правил N 354 установлено, что учёт объёма (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.
Часть 1 статьи 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении, пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.
Применение повышающего коэффициента при расчётах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчётов на основании приборов учёта в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Исходя из приведённых нормативных положений, суд апелляционной инстанции верно указал, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а при отсутствии приборов при наличии технической возможности их установки размер платы коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учётом повышающего коэффициента.
Из части 3 статьи 153, части 4 статьи 155 ЖК РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений. Названные правовые позиции содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2015 N 302-ЭС15-1968, от 21.09.2015 N 305-ЭС15-8047.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учёта, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления воды с применением повышающего коэффициента.
Из буквального толкования приведённого пункта 42 Правил N 354, учитывая правовой смысл и содержание понятия потребителя, которым является не только собственник помещения в многоквартирном доме, но и наниматель жилого помещения, то есть лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354), суд апелляционной инстанции правильно признал, что размер платы в данном случае определяется за оказанную услугу потребителю в жилом помещении многоквартирного дома. Поскольку наниматель является лицом, потребляющим коммунальные услуги, апелляционный суд пришёл к правильному выводу о необоснованном заявлении в смысле положений ЖК РФ и Правил N 354 исковых требований именно к ответчику, передавшему жилые помещения нанимателям по договорам.
Положения Правил N 354 не предусматривают одновременного внесения платы за помещения разными лицами, как и субсидиарной ответственности публичных образований по обязательствам нанимателей жилых помещений.
Указанные положения жилищного законодательства не учтены судом первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о нарушении апелляционным судом норм материального права при вынесении обжалуемого постановления подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Выводы апелляционного суда сделаны с соблюдением правил доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ). Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии постановления апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы относится на её заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 19.12.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3637/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Н.А. Куприна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования приведённого пункта 42 Правил N 354, учитывая правовой смысл и содержание понятия потребителя, которым является не только собственник помещения в многоквартирном доме, но и наниматель жилого помещения, то есть лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354), суд апелляционной инстанции правильно признал, что размер платы в данном случае определяется за оказанную услугу потребителю в жилом помещении многоквартирного дома. Поскольку наниматель является лицом, потребляющим коммунальные услуги, апелляционный суд пришёл к правильному выводу о необоснованном заявлении в смысле положений ЖК РФ и Правил N 354 исковых требований именно к ответчику, передавшему жилые помещения нанимателям по договорам.
Положения Правил N 354 не предусматривают одновременного внесения платы за помещения разными лицами, как и субсидиарной ответственности публичных образований по обязательствам нанимателей жилых помещений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф04-870/19 по делу N А67-3637/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-870/19
18.04.2019 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10169/18
19.12.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10169/18
13.09.2018 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3637/18