г. Тюмень |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А03-3108/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края на решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Тэрри Р.В.) и постановление от 20.02.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А03-3108/2018 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Пионерский, дом 4 "А", ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (658870, Алтайский край, Немецкий национальный район, село Гальбштадт, улица Менделеева, дом 47, ИНН 2259000530, ОГРН 1032200950968), председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлане Александровне (село Гальбштадт Алтайского края), о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующего пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светланы Александровны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение; об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" путем исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу; об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светланы Александровны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Немецкого национального района Алтайского края (658870, Алтайский край, Немецкий национальный район, село Гальбштадт, улица Менделеева, здание 47, ИНН 2259000636, ОГРН 1022200865323).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - Комитет), председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлане Александровне (далее - председатель Комитета, а вместе - заинтересованные лица) о признании незаконным бездействия Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
о признании незаконным бездействия председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение; об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу; об обязании председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена администрация Немецкого национального района Алтайского края (далее - Администрация).
Решением от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 20.02.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены частично. Суды признали незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение трех месяцев со дня его поступления как несоответствующее пункту 6 статьи 242.2 БК РФ, обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", признали незаконным бездействие председателя Комитета, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Немецкий национальный район Алтайского края" в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014, как несоответствующее пункту 5 статьи 242.2 БК РФ, обязали председателя Комитета внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Немецкий национальный район Алтайского края" для исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказали.
Председатель Комитета обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы председателя Комитета несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы с учетом отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что решением от 14.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16899/2014 с Администрации Немецкого национального района Алтайского края в пользу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" было взыскано 15 962 917,90 руб. основного долга и 1 051 860,19 руб. неустойки.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2014 по делу N А03-16899/2014 о взыскании денежных средств с администрации, который направлен обществом в Управление казначейства для исполнения и получен последним 16.12.2014.
Письмом от 17.03.2015 N УНЛ-14-8976 Общество уведомлено о неисполнении должником требований указанного исполнительного документа.
31.07.2017 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении за счет каких средств должен быть исполнен исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2017 по делу N А03-16899/2014. Определением от 14.08.2017 судом разъяснено, что исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2017 по делу N А03-16899/2014 подлежит исполнению за счет казны Муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края.
Исполнительный лист был получен Комитетом по финансам 04.09.2017.
Полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения судебного акта Комитетом, доказательств принятия мотивированных решений по указанному вопросу. Отказывая в части удовлетворения заявленных требований суд первой инстанции указал, что нормами БК РФ такой способ устранения нарушений прав как обязание финансового органа исполнить исполнительный лист в течение тридцати дней с даты принятия решения по делу неприменим.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 АПК РФ, статей 215.1, 217, 219.1, 239, 242.1, 242.2 БК РФ, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П, Определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исходили из того, что:
- вступивший в законную силу судебный акт и выданный на основании судебного акта исполнительный лист обязательны для исполнения, в частности, Комитетом и председателем Комитета;
- исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись; исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение;
- утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа; в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; в силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством;
- положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования, не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
Удовлетворяя частично заявленные требования, признавая незаконным бездействие Комитета и председателя Комитета, суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, исходили из отсутствия доказательств наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения судебных актов Комитетом, а также доказательств принятия мотивированных решений по указанному вопросу.
Доводы председателя Комитета о невозможности перераспределения расходов внутри одного вида; что такое перераспределение возможно исключительно после внесения изменений в бюджет, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как не основанные на законе, в частности пункте 3 статьи 217 и пункте 5 статьи 242.2 БК РФ, в соответствии с которыми: исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения (перераспределение расходов соответствующей расходной статьи бюджета) в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Довод председателя Комитета о том, что заинтересованными лицами предпринимались меры по исполнению исполнительных листов, также был оценен судами и обоснованно отклонен, поскольку в установленный законом трехмесячный срок с момента поступления исполнительного листа в Комитет по финансам (04.09.2017) Комитетом предпринято лишь обращение 23.11.2017 в районный Совет депутатов Немецкого национального района Алтайского края с запросом-требованием о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в целях погашения задолженности по исполнительным листам. К тому же в выделении дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения исполнительных листов было отказано в связи с дефицитом бюджета муниципального образования (выписка из протокола от 23.11.2017).
Все иные действия, совершенные Комитетом по финансам, его руководителем по исполнению поступившего исполнительного листа, были произведены после истечения трехмесячного срока с момента его поступления в Комитет, в частности, обращение к главе Немецкого национального района Алтайского края - 13.03.2018 и 18.06.2018 (довели до сведения о нахождении на исполнении исполнительных листов), повторные обращения в районный Совет депутатов Немецкого национального района - 22.02.2018, 18.06.2018; частичная оплата по исполнительному листу - начиная с марта 2018 года.
Ссылка Комитета на то, что он обращался 12.07.2018 в Министерство финансов Алтайского края о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных бюджетных средств или бюджетных кредитов для погашения сумм по исполнительным листам, также правомерно отклонена, так как данное обращение было также за пределами трехмесячного срока с момента поступления исполнительного листа в Комитет.
Кроме того, как указал апелляционный суд, из ответа Министерства финансов Алтайского края от 09.08.2018 на обращение Администрации от 12.07.2018 N 844 следует, что распоряжениями Правительства Алтайского края предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в сумме 16,0 млн. руб., в 2017 году дополнительная помощь из краевого бюджета составила 67,6 млн. руб.;
на 2018 год объем субсидий составил 10,7 млн. руб., также району предусмотрены субсидии на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы в сумме 13,6 млн. руб., из которых по состоянию на 09.08.2018 перечислено 11,6 млн. руб.; указано, что высвобождающиеся собственные доходы местного бюджета могут быть направлены на указанные в обращении цели. Доказательств того, что такие меры предпринимались не представлено.
В связи с чем суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что заинтересованными лицами в установленный законом трехмесячный срок не были предприняты все меры для исполнения возложенной на них бюджетным законодательством обязанности по исполнению судебного решения.
Учитывая, что заинтересованные лица в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ не представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что ими предприняты все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов, в рамках имеющихся полномочий, предоставленных им, в том числе статьей 171 и абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ;
что предпринимались со стороны заинтересованных лиц все возможные организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств после получения исполнительных листов на исполнение в финансовый орган; не указали на наличие уважительных причин невозможности своевременного исполнения судебных актов; не представили доказательств принятия мотивированных решений по указанному вопросу, суды обоснованно признали незаконным бездействие Комитета и его председателя. Кроме того, суды указали на возможность обращения заинтересованных лиц в суд с заявлением о рассрочке исполнения судебного акта.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О указано, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. При этом поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (статья 324 АПК РФ).
Доказательств уведомления главы Муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края о недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований в материалы дела также не представлено, как и не представлено доказательств невозможности перераспределения расходов внутри одного вида (раздела, подраздела) соответствующей расходной статьи бюджета.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку.
Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ). Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы судов, председатель Комитета в нарушение статьи 65 части 5 статьи 200 АПК РФ в кассационной жалобе не привел.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.02.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3108/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы председателя Комитета о невозможности перераспределения расходов внутри одного вида; что такое перераспределение возможно исключительно после внесения изменений в бюджет, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как не основанные на законе, в частности пункте 3 статьи 217 и пункте 5 статьи 242.2 БК РФ, в соответствии с которыми: исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения (перераспределение расходов соответствующей расходной статьи бюджета) в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
...
Учитывая, что заинтересованные лица в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ не представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что ими предприняты все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов, в рамках имеющихся полномочий, предоставленных им, в том числе статьей 171 и абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ;"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2019 г. N Ф04-2172/19 по делу N А03-3108/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11303/18
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2172/19
20.02.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11303/18
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3108/18