г. Тюмень |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А46-13290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Зиновьевой Т.А.
Сириной В.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Мухаровой С.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение от 21.11.2018 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 07.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-13290/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (644016, г. Омск, ул. Семиреченская, д. 102, ИНН 5507054362, ОГРН 1025501399714) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д.32, корпус 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Омский городской совет, администрация города Омска, департамент финансов и контроля администрации города Омска.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (до перерыва судья Луговик С.В., после перерыва судья Глазков О.В.) в заседании участвовали представители: департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Пронина Н.М. по доверенности от 19.02.2019, общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" - директор Бодров А. И. на основании решения от 01.12.2016 N 13.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (далее - ООО "Зодиак-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконными действий департамента, выразившиеся во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 сведений о принадлежности участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204; так как преюдициально установлено, что указанный участок к рекреационной зоне Р1-1204 - не относится; обязать департамент обозначить в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 территориальную зону в соответствии с письмом Омского городского Совета от 16.01.2013 и письмом департамента от 11.01.2013: Ж3-585, а виды разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка; исключить любое упоминание о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204 из градостроительного плана этого участка и любых иных документов, имеющих отношение к земельному участку с кадастровым номером 55:36:090108:5196 и строительству на нем; обязать департамент совершить указанные действия в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу; взыскать с департамента в пользу ООО "Зодиак-1" денежные средства на случай неисполнения решения суда в течение двух недель с даты вступления его в законную силу в размере 1 000 руб. за 1-ю неделю, начиная с даты вступления решения в законную силу, 2 000 руб. за вторую неделю, 4 000 руб. за третью неделю просрочки исполнения и так далее, с последовательным удвоением суммы неустойки каждую неделю, по дату фактического исполнения судебного решения. Датой исполнения считать дату выдачи ООО "Зодиак-1" откорректированного в соответствии с решением суда градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Омский городской совет, администрация г. Омска, департамент финансов и контроля администрации г. Омска.
Решением от 21.11.2018 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 07.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признаны незаконными действия департамента, выразившиеся во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 сведений о принадлежности участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204.
На департамент возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196, обозначив в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 территориальную зону в соответствии с письмом Омского городского Совета от 16.01.2013 и письмом департамента от 11.01.2013, а именно Ж3-585, а виды разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка, исключив любое упоминание о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204 из градостроительного плана этого участка.
В удовлетворении требования о взыскании с департамента в пользу ООО "Зодиак-1" денежных средств на случай неисполнения решения суда отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты в части признания незаконными действий департамента, выразившиеся во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 сведений о принадлежности участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204; и обязания департамента в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196, обозначив в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 территориальную зону в соответствии с письмом Омского городского Совета от 16.01.2013 и письмом департамента от 11.01.2013, а именно Ж3-585, и исключить любое упоминание о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204 отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части;
в части удовлетворения требований общества об обязании департамента обозначить в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 виды разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка отменить и прекратить производство по делу в указанной части, поскольку указанное требование общества уже было предметом рассмотрения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1009/2017.
Податель жалобы считает, что нахождение земельного участка в зоне размещения объектов городской рекреации обусловлено не действиями департамента, выразившимися во внесении в градостроительный план земельного участка сведений о принадлежности участка к рекреационной зоне, а утверждением ранее принятых Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования), изменение принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне возможно только в соответствии с установленной законом процедурой внесения изменений в Правила землепользования, при этом общество с соответствующим заявлением не обращалось, и Правила землепользования обществом не оспаривались.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Определением от 13.06.2019 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в судебном заседании был объявлен перерыв до 19.06.2019.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества поддержал возражения изложенные в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "Зодиак-1" 17.03.2004 обратилось в Департамент недвижимости администрации города Омска с заявлением об отводе земельного участка под строительство офисного здания в стиле русской деревянной архитектуры по бульвару Мартынова.
Заявителю 11.05.2004 был выдан акт N 2700 о выборе земельного участка по бульвару Мартынова для строительства офисного здания. Технические условия и согласования были собраны, но в дальнейшем оформление документов на земельный участок было приостановлено, поскольку департамент письмом от 14.11.2005 N 13838-1-5 сообщил обществу, что в результате рассмотрения на заседании рабочей группы и комиссии по градостроительству и землепользованию вопроса размещения офисного здания по бульвару Мартынова было принято решение об отказе в размещении объекта, поскольку размещение офисного здания не соответствует генплану застройки ул. Маршала Жукова, утвержденному решением Омского городского Совета от 21.02.1991 N 77, данная территория предназначена для создания пешеходной зеленой зоны с применением современных средств ландшафтной архитектуры.
Данные обстоятельства были установлены в рамках рассмотрения дела N А46-6186/2006, в котором департамент выступал третьим лицом. По этому делу было обжаловано и признано незаконным бездействие Администрации города Омска по предварительному согласованию места размещения названного объекта. Суд обязал заинтересованное лицо осуществить передачу в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области) поданных Обществом документов для предоставления прав на земельный участок.
В ходе исполнения данного судебного акта ГУЗР Омской области обратилось к департаменту с просьбой согласовать акт выбора земельного участка, составленный для ООО "Зодиак-1" в 2004 году.
Однако департаментом в совершении данного действия было отказано в связи с тем, что заявитель не разрешил вопрос об освобождении от прав ООО "ТПФ "Рубин" части земельного участка, которая принадлежит на правах аренды данному юридическому лицу.
В связи с этим ООО "Зодиак-1" вновь обратилось в арбитражный суд к департаменту с требованиями о признании отказа в утверждении проекта границ земельного участка для предварительного согласования места размещения строительства административного здания незаконным. Общество также просило суд обязать заинтересованное лицо утвердить проект границ спорного земельного участка и направить в ГУЗР Омской области. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1307/2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р во исполнение решения суда по делу N А46-1307/2008 утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов: площадью 1 127 кв. м - для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска; площадью 122 кв. м - для организации строительной площадки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Письмом от 24.11.2009 N 09/13154 департаментом направлен в ГУЗР Омской области пакет документов по выбору земельного участка под строительство административного здания по адресу: бульвар Мартынова в Центральном административном округе города Омска с приложением полученных технических условий и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 23.12.2009 N 0402/11081 ГУЗР Омской области возвратило департаменту пакет документов, приложенный к письму от 24.11.2009 N 09/13154, и указало, что на основании решения суда распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ земельного участка для предварительного согласования ООО "Зодиак-1" места размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе, согласно которому земельный участок для строительства объекта образуется из состава земельного участка площадью 16 865 кв.м, ранее предоставленного в аренду ООО "Торгово-промышленная фирма "Рубин" для строительства многоэтажного гаража (договор аренды земельного участка от 17.05.2001 N Д-Ц-2-7-2751), и земельных участков площадью 1 127 кв. м и 122 кв. м.
Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А46-919/2011, по результатам рассмотрения которого признано незаконным бездействие департамента и ГУЗР Омской области по неутверждению в пределах своей компетенции акта о выборе земельного участка для строительства административного здания по бульвару Мартынова; суд обязал департамент и ГУЗР Омской области в пределах своей компетенции утвердить акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка и согласовать место размещения административного издания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска в соответствии с утвержденным распоряжением от 01.07.2009 N 584-р проектом границ.
Распоряжением Департамента от 01.12.2011 N 1207-р во исполнение судебных актов по делу N А46-919/2011 утвержден акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска согласно проекту границ по формированию земельных участков, утвержденному распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р.
На основании указанных распоряжений 28.03.2013 и 25.04.2013 заявителем на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки: с кадастровым номером 55:36:090108:5196 площадью 589 кв.м, местоположение: город Омск, Центральный АО, бульвар Мартынова, разрешенное использование: парикмахерская, косметический салон, мастерская по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и бытовых приборов, фотоателье, справочно-информационная служба, административное здание и офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон; с кадастровым номером 55:36:090108:5207, площадью 563 кв. м, местоположение город Омск, Центральный АО, бульвар Мартынова, разрешенное использование: для строительства административного здания.
Согласно пояснениям заявителя данные земельные участки территориально в точности совпадают с предварительно выбранными земельными участками площадью 1 127 кв. м и 122 кв. м.
Впоследствии ООО "Зодиак-1" обратилось в департамент с заявлением о представлении в аренду спорных земельных участков.
В ответ на указанное обращение департамент письмом от 19.06.2013 N 09/6424 сообщил обществу, что предоставление вышеуказанных земельных участков для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска невозможно по причине того, что строительство планируется на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196 и 55:36:090108:5207. При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Омска, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 и прошедшими процедуру публичных слушаний, а также в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова, в ЦАО города Омска, утвержденным постановлением администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен на территории зоны городской рекреации, предназначенной для улучшения экологической обстановки, на которой расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади. Размещение административного здания является запрещенным видом использования в указанной территориальной зоне. Создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
Полагая, что действия этого департамента, выразившиеся в отказе предоставить спорные земельные участки для строительства, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО "Зодиак-1", общество обратилось в арбитражный суд.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, отменено решение Арбитражного суда Омской области от 15.10.2013 по делу N А46-10843/2013, принят новый судебный акт: заявление ООО "Зодиак-1" удовлетворено. Признаны незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска. Суды обязали департамент предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
В соответствии с постановлениями департамента N N 205-п, 206-п 24.02.2014 заявителю предоставлены в аренду земельные участки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207; 55:36:090108:5196.
ООО "Зодиак-1" 28.11.2016 обратилось в департамент с ходатайством о внесении изменений в градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207; 55:36:090108:5196, указав, что в градостроительном плане земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 обозначен как относящийся к рекреационной зоне, в связи с чем изменена конфигурация красной линии, которая проходит чрез середину участка с кадастровым номером 55:36:090108:5207, что делает строительство на обоих участках невозможным.
В своем ответе департамент указал, что градостроительные планы указанных земельных участков разработаны в соответствии с действующими нормами и правилами, утвержденной градостроительной документацией.
В соответствии с Правилами землепользования земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5207 расположен в границах территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения ОД1-915. Постановлением администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п утвержден проект планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова в Центральном административном округе города Омска (далее - Проект планировки территории). В составе Проекта планировки территории определены красные линии бульвара Мартынова, установлена граница технической зоны сетей инженерной инфраструктуры по улице Учебная. Указанная информация отражена на чертеже градостроительного плана земельного участка. Согласно Правилам землепользования земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен в границах территориальной зоны городской рекреации Р1-1204, с кадастровым номером 55:36:1.1419. Вопросы внесения изменений в Правила землепользования и Проект планировки территории регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Зодиак-1" в арбитражный суд с требованиями: о признании незаконными действий департамента, выразившихся в отказе внести изменения в градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196; обязании обозначить в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номерам 55:36:090108:5196 вид разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка; обязании изменить конфигурацию красной линии таким образом, чтобы сделать возможным строительство на обоих участках, отведенных обществу для строительства административного здания, то есть продолжить по прямой красную линию, установленную для участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:94, 55:36:090108:111, 55:36:090108:3005, 55:36:090108:76, расположенных вдоль бульвара Мартынова в одну линию с отведенными обществу участками.
Решением от 16.03.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2017 по делу N А46-1009/2017, требования общества удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования по данному делу, суды исходили из того, что границы территориальных зон должны были быть установлены таким образом, чтобы не допустить нарушения прав существующих либо потенциальных землепользователей, ввиду чего у департамента имелись основания для рассмотрения вопроса о внесении изменений в градостроительный план.
Спорные земельные участки сформированы и предоставлены заявителю в аренду для строительства административного здания по бульвару Мартынова, в связи с чем изменение Правил землепользования и Проекта планировки территории не является основанием для прекращения оформления документов заявителя, с учетом длительного периода преюдициально установленного нарушения прав общества, в целях соблюдения принципа правовой определенности и во избежание нарушения разумных ожиданий участника гражданского оборота.
Во исполнение указанного решения суда департаментом подготовлено распоряжение от 31.05.2018 N 350 "О внесении изменения в распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 25.10.2016 N 2545 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196".
Департаментом были внесены изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196, в разделе 2.1 градостроительного плана "информация о видах разрешенного использования земельного участка" отражены виды разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка: парикмахерская, косметический салон, мастерская по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и бытовых приборов, фотоателье, справочно-информационная служба, административное здание и офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон.
Вместе с тем, в данном градостроительном плане в разделе 2.1 также имеется указание на то, что в соответствии с Решением Омского городского совета "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" от 10.12.2018 N 201 земельный участок расположен в границах территориальной зоны городской рекреации Р1-1204. Установлен градостроительный регламент. Далее перечислены основные, условно разрешенные, а также вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, установленные для зоны Р1-1204.
Указывая, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет и указаны виды разрешенного использования Ж3-585; в рамках дел N N А46-10843/2013 и А46-1009/2017 было установлено, что спорный земельный участок не относится к рекреационной зоне Р1-1204, при этом указание на отнесение спорного земельного участка к зоне городской рекреации Р1-1204, а также перечисление видов разрешенного использования, относящихся к данной зоне, противоречит вступившим в силу судебным актам, создает правовую неопределенность, а также нарушает законные права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный с требованиями о признании незаконными действий департамента, выразившихся во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 сведений о принадлежности участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались статьями 30, 31, 32, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 30, 34, 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьями 69, 198, 200, 201 АПК РФ, учитывая фактические обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дел N А46-6186/2006, N А46-1307/2008, N А46-6007/2008, N А46-919/2011, N А46-10843/2013, N А46-1009/2017, а также длительный период преюдициально установленных нарушений прав общества, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, и незаконности действий департамента по внесению в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 сведений о его принадлежности к рекреационной зоне Р1-1204.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
На основании пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться, в том числе, по границам земельных участков.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, факты установленные, имеющими преюдициальную силу судебными актами по делам N N А46-10843/2013, А46-1009/2017, установив, что выданный повторно градостроительный план в указанной заявителем части не соответствует закону и препятствует разработке заявителем проектной документации, а также последующему осуществлению планируемого заявителем строительства, при этом процессуальная позиция заинтересованного лица сводится лишь к переоценке фактов, установленных как при рассмотрении дел NN А46-10843/2013, А46-1009/2017, так и многочисленных ранее рассмотренных дел (NN А46-7539/2014, А46-23818/2012, А46-919/2011, А46-6186/2006 и другие), суды первой и апелляционной инстанции верно указывая, что земельный участок сформирован и предоставлен заявителю в аренду для строительства, однако подобное формирование градостроительного плана свидетельствует о том, что на рассматриваемом земельном участке исключена возможность строить какой-либо объект, в связи с чем пришли к правильному выводу о незаконности действий заинтересованного лица и нарушении прав заявителя.
При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции указание на виды разрешенного использования, предусмотренные для территориальной зоны Ж3-585, а также на виды разрешенного использования земельного участка, установленные для зоны Р1-1204, создают правовую неопределенность в связи с их противоречием.
При таких обстоятельствах, с учетом длительного периода (15 лет) преюдициально установленного нарушения прав общества, в целях соблюдения принципа правовой определенности и во избежание нарушения разумных ожиданий участника гражданского оборота, суды правомерно обязали департамент внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196, обозначив в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 территориальную зону в соответствии с письмом Омского городского Совета от 16.01.2013 и письмом департамента от 11.01.2013, а именно Ж3-585, а виды разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка, исключив любое упоминание о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 к рекреационной зоне Р1-1204 из градостроительного плана этого участка.
Довод департамента о прекращении производства по делу в части требований общества об обязании департамента обозначить в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 виды разрешенного использования в соответствии с кадастровым паспортом участка, в связи с тем, что указанное требование общества уже было предметом рассмотрения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1009/2017, отклоняется судом кассационной инстанции поскольку указанные требования не являются тождественными, ввиду того, что общество просит внести изменения в повторно выданный градостроительный план, содержащий одновременно (противоречивые) сведения как о видах разрешенного использования территориальной зоны Ж3-585, так и сведения о принадлежности данного земельного участка к территориальной зоне городской рекреации Р1-1204, с перечислением основных, условно разрешенных, а также вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка, установленные для зоны Р1-1204.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичные доводам апелляционной инстанции сводятся к несогласию с фактами, установленными в преюдициальном порядке, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.11.2018 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13290/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться, в том числе, по границам земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2019 г. N Ф04-2133/19 по делу N А46-13290/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12943/19
26.06.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2133/19
07.03.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16890/18
21.11.2018 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13290/18