г. Тюмень |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А70-21181/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Беловой Л.В.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области на постановление от 14.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-21181/2018 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению акционерного общества "Аэропорт "Рощино" (625033, город Тюмень, улица Сергея Ильюшина, 23, ИНН 7204660086, ОГРН 1027200783070) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, 45, ИНН 7202137635, ОГРН 1057200722061) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Аэропорт "Рощино" - Ханджиева Т.А. по доверенности от 04.03.2019;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Низамов Р.М. по доверенности от 17.10.2018.
Суд установил:
акционерное общество "Аэропорт "Рощино" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент) от 05.12.2018 N 63-18/вн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 15.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 14.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела; обязанность предоставления доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований водного законодательства, лежит на обществе, а не на департаменте.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением департамента от 28.07.2017 N 72-14.01.05.023-Р-РСБХ-С-2017-01271/00 (далее - решение от 28.07.2017) в целях сброса сточных вод обществу предоставлено право пользования водным объектом - рекой Таловка.
Одним из условий использования водного объекта является ежеквартальное представление в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент и отдел водных ресурсов по Тюменской области Нижне-Обского БВУ отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объемов сброса сточных и (или) дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, в контрольном и фоновом створе; отчета о выполнении плана мероприятий по рациональному использованию и охране водного объекта (подпункт 15 пункта 2.3 решения департамента).
Усмотрев в действиях общества нарушение условий использования водного объекта, выразившихся в непредставлении в установленный срок (до 10.10.2018) результатов качества сброса сточных вод из очистительных сооружений за 3 квартал 2018 года, департамент составил протокол об административном правонарушении от 22.11.2018 N 128-18/вн и вынес постановление от 05.12.2018 N 63-18/вн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в деянии общества события вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
Оставляя обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Пунктом 5 части 2 статьи 39 ВК РФ установлена обязанность собственников водного объекта, водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Министерства природы Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок N 205).
Согласно пункту 14 Порядка N 205 сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Аналогичное требование о предоставлении указанных сведений департаменту и отделу водных ресурсов по Тюменской области Нижне-Обского БВУ предусмотрено подпунктом 15 пункта 2.3 решения от 28.07.2017.
Водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Порядка N 205).
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением департамент вменяет обществу непредставление в установленный срок результатов сброса сточных вод из очистительных сооружений (сведений о качестве сброшенных сточных вод) за 3 квартал 2018 года.
Решением от 28.07.2017 департамент предоставил обществу в пользование водный объект - реку Таловка, бассейн реки Иртыш, Тюменская область, Тюменский район, Горьковское муниципальное образование - в целях сброса сточных вод; способ использования водного объекта - водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов; осуществление сброса сточных вод с использованием водоотводящих сооружений - ливневые стоки через ливневую канализацию отводятся на очистные сооружения, представляющие собой два пруда-отстойника и два нефтесборных колодца (ловушки) общей площадью 1,9253 га (площадь каждого отстойника 6 500 м, емкость - 38 000 м
, расчетный расход 230 м
/сутки; пруды имеют гидроизоляцию в виде глиняного слоя; пруды-отстойники предназначены для накопления ливневых вод и используются для очистки стоков); выпуск очищенных стоков не имеет постоянного характера, стоки периодически накапливаются, отстаиваются и сбрасываются равными частями, при этом сброс производится с апреля по октябрь.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе согласованную 17.11.2017 Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной; представленные 03.10.2017 обществом департаменту сведения учета объема сброса сточных (дренажных) вод за 3 квартал 2018 года, сведения учета качества сточных (дренажных) вод за 3 квартал 2018 года, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий по охране и рациональному использованию вод за 3 квартал 2018 года; справку о количестве выпавших осадков за 3 квартал 2018 года; расчет объема сточных вод за 3 квартал 2018 года, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ, части 1 статьи 26.2 КоАП РФ департамент не представил бесспорные доказательства, подтверждающие факт сброса обществом в 3 квартале 2018 года в водный объект сточных вод.
При этом апелляционный суд правильно указал, что в силу части 4 статьи 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции верно счел недоказанным событие административного правонарушения, вменяемого обществу департаментом.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление департамента.
Доводы департамента о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 14.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-21181/2018 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.