г. Тюмень |
|
9 августа 2019 г. |
Дело N А27-1038/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области в лице Новокузнецкого филиала на решение от 15.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 24.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-1038/2018 по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (654041, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Сеченова (Центральный район), 26, ОГРН 1024201468213, ИНН 4217034429) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области в лице Новокузнецкого филиала (650000, Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Красноармейская, дом 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446; адрес филиала: 654005, Кемеровская область, г.Новокузнецк, пр-кт Строителей, 67) о признании незаконным акта от 30.11.2017 N 36 в части.
В заседании принял участие представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Севостьянова О.М. по доверенности от 01.04.2019 N 18.
Суд установил:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Фонд) о признании незаконным акта от 30.11.2017 N 36 в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению в сумме 24 666 079,58 руб., а также в части назначенного штрафа за нецелевое использование средств ОМС в размере 2 466 607,96 руб.
Решением от 15.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает доводы Фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в связи с необходимостью проведения необходимых ремонтных работ, в целях соответствия помещений Учреждения пунктам 4.2, 4.3. СанПин 2Л.3.2630-10 от 18.05.2010 N 58 были заключены следующие контракты/договоры:
1. Контракт N 130-15 с ООО "РегионСтрой" на ремонт помещений Городской клинической больницы, ул. Сеченова, 26,
2. Контракт от 21.01.2016 N 275-15 с ООО "Ремспецстрой" на выполнение работ по ремонту помещений отоларингологического отделения, по адресу ул. Сеченова, 26,
3. Договор подряда от 01.03.2016 N 10 с ООО "Ремспецстрой" на выполнение работ по прокладке воздуховодов системы вытяжной вентиляции,
4. Контракт N 067-16 с ООО "РегионСтрой" на выполнение работ по устройству пандуса,
5. Контракт N 089-16 с ООО "Группа компаний Холдинг-Кузбасс" на выполнение работ по замене систем водоснабжения и водоотведения,
6. Контракт N 072-16 с ООО "Сибирская строительная компания" на выполнение работ по ремонту кровли детской поликлиники N 6,
7. Контракт N 115-16 с ООО "Ремспецстрой" на выполнение работ по прокладке выпуска канализации,
8. Контракт N 128-16 с ООО "Ремспецстрой" на выполнение работ по переносу серверной комнаты,
9. Договор подряда N 48/2016 от 24.08.2016 с ООО "Строительная компания Призма" на ремонт системы отопления Клинического родильного дома N 1,
10. Договор подряда от 01.09.2016 N 15 с ООО "Ремспецстрой" на выполнение работ по монтажу дверей в бактериологической лаборатории и ПЦР лаборатории,
11. Контракт N 140-16 с ООО СК "Лада-Альянс" на выполнение общестроительных работ,
12. Контракт от 25.07.2016 N 111-16 с ООО "Группа Компаний Холдинг-Кузбасс" на выполнение работ по ремонту помещений Клинического родильного дома,
13. Договор подряда от 13.10.2016 N 20/992 с ООО "Перекладка плюс" на выполнение работ по ремонту труб отопления и системы вентиляции в отделении МРТ,
14. Контракт от 20.01.2017 N 225-16 с ООО "Ремспецстрой" на выполнение работ по текущему ремонту помещений, устройству системы вентиляции, монтажу автоматической пожарной сигнализации в здании городской клинической больнице,
15. Контракт от 02.08.2017 N 133-17 с ООО "РегионСтрой" на выполнение работ по ремонту родильного дома N 1 (Сеченова 176),
16. Контракт от 10.07.2017 N 10/07 с ООО "РегионСтрой" на выполнение работ по ремонту кровли родильного дома N 3 (Авиаторов, 88),
17. Договор от 21.06.2017 N 088-17 с ООО "Строительная компания Призма" на выполнение работ по замене стояков холодного, горячего водоснабжения,
18. Контракт от 17.05.2017 N 047-17 с ООО "Строительная компания Призма" на выполнение работ по ремонту помещений третьего этажа родильного дома N 2,
19. Контракт от 04.04.2017 N 24/04 с ООО "РегионСтрой" на ремонт асфальтобетонного покрытия в родильном доме N 1 (Сеченова 17Б).
Контракты заключены по итогам проведенного аукциона.
В соответствии с контрактами подрядчик принял обязательства на выполнение работ согласно локальным сметам. При этом перед заключением договоров с подрядно-строительными организациями Учреждение направляло в Управление здравоохранения администрации г. Новокузнецка, в Отдел контроля цен и смет администрации г. Новокузнецка локальные сметы на проведение текущего ремонта для согласования, замечаний по данным локальным сметам у контролирующих органов не имелось, сметы согласованы.
Фондом проведена плановая комплексная проверка в отношении Учреждения по вопросам целевого и эффективного использования денежных средств ОМС.
По результатам плановой проверки составлен акт от 30.11.2017 N 36, согласно которому в части расходования средств ОМС по статье затрат 225.03 "Текущий ремонт имущества" выявлено, что общая сумма кассовых расходов на ремонтные работы за период с 01.07.2015 по 01.10.2017 составила 32 913 359,67 руб., из них израсходовано:
- 30 834 235,28 руб. на ремонт зданий, помещений,
- 2 079 124, 39 руб. на ремонт оргтехники, оборудования медицинского и немедицинского назначения.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 29 570 246, 12 руб. Данные расходы из средств ОМС были направлены, по мнению Фонда, на проведение ремонтных работ капитального характера.
Заявителю предписано на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": восстановить средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 29 570 246,12 руб. в течение 10 рабочих дней на счет Фонда; уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 2 957 024,61 руб. на счет Фонда.
Полагая, что решение Фонда, изложенное в акте проверки, является незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 10, 28, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 20, 28, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктом 3.21 Тарифного соглашения в системе ОМС Кемеровской области на 2017 год, "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 "Об утверждении свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что по 15 контрактам имел место текущий ремонт, а, следовательно, Фонд неправомерно вменил заявителю нецелевое использование денежных средств в оспариваемой части.
Кассационная инстанция, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств.
Судами установлено, что ремонт по заключенным контрактам/договорам проводился в условиях действующих лечебных учреждений, здания на капитальный ремонт не закрывались.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив их с учетом заключения эксперта от 15.08.2018 N 15-08/2018, дополнения к экспертному заключению от 15.11.2018, принимая во внимание показания эксперта Шилова А.С., данные в судебном заседании, из которых следует, что виды работ, которые проводились в исследуемых лечебных учреждениях, относятся к текущему ремонту, суды пришли к правильному выводу об отсутствии доказательств нецелевого использования Учреждением денежных средств ОМС.
В кассационной жалобе Фонд считает ошибочным вывод судов о правомерности отнесения заявителем выполненных работ к текущему ремонту на основании доводов Учреждения о том, что локальные сметы к договорам/контрактам согласовывались медицинской организацией с Отделом контроля цен и смет администрации Кемеровской области (далее - Отдел) и замечаний по локальным сметам не имелось, поскольку Отдел не проверяет обоснованность и правомерность отнесения ремонтных работ к текущему или капитальному, не согласовывает характер выполняемых работ и бюджет их финансирования.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод, поскольку вывод судов об отнесении спорных работ к текущему ремонту основан не на основании доводов заявителя, а на оценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Фонд указывает, что то обстоятельство, что ремонт проводился в условиях действующих (открытых) лечебных учреждений, не может служить доказательством проведения текущего ремонта, поскольку спорные контракты/договоры заключены для проведения отдельных частей зданий/помещений, элементов конструкции зданий.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод, поскольку он не опровергает вывод судов об отнесении спорных работ к текущему ремонту, сделанному, в том числе на основании экспертного заключения.
Довод Фонда об отсутствии оснований для признания экспертного заключения достоверным доказательством был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который, отклоняя его, правомерно исходил из следующего:
- экспертами были даны ответы на все поставленные перед ними вопросы, были исследованы в полном объеме спорные контракты, сметная документация и акты приемки выполненных работ;
- экспертной организацией были проведены визуальные осмотры помещений Учреждения, при которых участвовали представители Фонда (что не оспаривается Фондом);
- представленное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ с учетом пояснений эксперта и его дополнительного заключения.
Несогласие Фонда с отдельными подходами и методиками экспертизы, а также с выводами эксперта, не является достаточным основанием для исключения экспертного заключения из состава доказательств, поскольку суд устранил сомнения в правильности экспертного заключения, опросив эксперта в судебном заседании.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, по сути, направлены на переоценку заключения экспертной организации, признанного судами допустимым доказательством, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также выводов судов. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1038/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.