г. Тюмень |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А27-21658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области на решение от 21.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 18.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А27-21658/2018 по заявлению акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, город Кемерово, Пионерский бульвар, дом 4, корпус А, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19, корпус А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) об оспаривании предписаний.
Суд установил:
акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - АО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление) от 02.07.2018 N N ТЗВ-305-а/55, ТЗВ-305-а/56 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 21.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, приостановление обществом деятельности по водопользованию не свидетельствует об исполнении выданных ему предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, поскольку существует вероятность возобновления его деятельности по разработке горного участка.
В отзыве на кассационную жалобу АО "УК "Кузбассразрезуголь" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 30.06.2017 по результатам проведенной управлением внеплановой выездной проверки соблюдения ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды выданы предписания, согласно которым обществу надлежало в срок до 01.06.2018 обеспечить качество сточных вод на выпуске N 3 в р. Моховка-2 в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утвержденных в установленном порядке (N ВЗТ-327-в/48, N ВЗТ-327-в/50); обеспечить наличие разрешения на сброс загрязняющих веществ (нитритов) в составе сточных вод выпуска N 3 в р. Моховка-2 (N ВЗТ-327-в/51).
С целью контроля выполнения вышеназванных предписаний в июне 2018 года управлением проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что сброс сточных вод в р. Моховка-2 обществом временно прекращен по причине приостановки работы горного участка N 2 "Моховский" отделение "Еловское" (акт вывода из эксплуатации очистных сооружений от 22.12.2016); предписание от 30.06.2017 N ВЗТ-327-в/48 аналогично предписанию от 30.06.2017 N ВЗТ-327-в/50, в связи с чем последнее снято управлением с контроля; предписание от 30.06.2017 N ВТЗН-327-в/51 не представляется возможным проверить (акт проверки от 02.07.2018 N ТЗВ-305-в с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 22.11.2018 N ТЗВ-735-в).
По результатам указанной проверки управлением вновь выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 02.07.2018, в соответствии с которыми ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" надлежало в срок до 01.06.2019 обеспечить качество сточных вод на выпуске N 3 в р. Моховка-2 в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утвержденных в установленном порядке (N ТЗВ-305-в/55); обеспечить наличие разрешения на сброс загрязняющих веществ (нитритов) в составе сточных вод выпуска N 3 в р. Моховка-2 (N ТЗВ-305-в/56).
Не согласившись с предписаниями управления от 02.07.2018, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых предписаний, поскольку обществом не допущены нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу указанной нормы права предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В этой связи предписание должно содержать ясные и четкие, исключающие возможность двоякого толкования, формулировки о выявленных нарушениях и конкретных мероприятиях, подлежащих выполнению в целях прекращения и (или) устранения такого нарушения в установленный срок.
В рассматриваемом случае оспариваемые предписания не содержат сведений о выявленных управлением нарушениях, при этом на общество возложены обязанности по получению разрешения на сброс загрязняющих веществ (нитритов) в составе сточных вод выпуска N 3 в р. Моховка-2 и обеспечению качества сточных вод в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утвержденных в установленном порядке. В качестве оснований выдачи данных предписаний указаны положения части 4 статьи 35, части 1 статьи 44, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), согласно которым использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды; количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается; при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 12.12.2011 N 0240/РРТ/Сс-12.2011 обществу (филиал "Моховский угольный разрез") в пользование до 31.12.2016 был предоставлен водный объект (р. Моховка-2) для сброса сточных вод и (или) дренажных вод с использованием выпуска N 3; до окончания срока действия данного решения общество приостановило деятельность горного участка N 2 "Моховский" отделение "Еловское" и вывело из эксплуатации очистные сооружения сточных вод (соответствующий акт 12.12.2016 утвержден директором филиала общества).
Сведений об осуществлении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" производственной деятельности (водопользования), требующей соблюдения вышеназванных положений ВК РФ и выполнения предписанных управлением действий, как на момент выдачи предписаний от 30.06.2017 N ВЗТ-327-в/48, N ВЗТ-327-в/50, N ВТЗН-327-в/51, так и на момент выдачи предписаний от 02.07.2018 N ТЗВ-305-в/55, N ТЗВ-305-в/56 не имеется.
Принимая во внимание прекращение обществом деятельности по сбросу сточных вод в р. Моховка-2 (выпуск N 3), отсутствие доказательств нарушения им положений части 4 статьи 35, части 1 статьи 44, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о необоснованном возложении на ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обязанностей по получению разрешения на сброс загрязняющих веществ (нитритов) в составе сточных вод выпуска N 3 в р. Моховка-2 и обеспечению качества сточных вод в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утвержденных в установленном порядке.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав недействительными оспариваемые предписания от 02.07.2018 N ТЗВ-305-в/55, N ТЗВ-305-в/56.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-21658/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.