г. Тюмень |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А45-43766/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Беловой Л.В.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области на решение от 07.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) и постановление от 28.05.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-43766/2018 по заявлению акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Орджоникидзе, дом 32, ИНН 5407025576, ОГРН 1065407151127) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: акционерное общество "Региональные электрические сети", Маркеев Александр Иванович.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" - Подунова И.А. по доверенности от 25.06.2018,
от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Коновалова Т.Н. по доверенности от 09.01.2019,
от акционерного общества "Региональные электрические сети" - Воронкова О.А. по доверенности от 28.12.2018.
Суд установил:
акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - гарантирующий поставщик, АО "Новосибирскэнергосбыт", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, ГЖИ) от 14.09.2018 N 08-03-012/3384-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС", сетевая организация), Маркеев Александр Иванович (далее - Маркеев А.И., потребитель).
Решением от 07.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование общества удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ГЖИ просит отменить указанные судебные акты и отказать АО "Новосибирскэнергосбыт" в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, прибор учета типа РиМ 489.02 N 01103244 не является индивидуальным прибором учета и не может использоваться для определения объема потребленной Маркеевым А.И. электрической энергии и начисления платы, поскольку установлен сетевой организацией, а не потребителем, не введен в эксплуатацию исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению - АО "Новосибирскэнергосбыт"; акт от 17.04.2018 не соответствует пунктам 81, 81(6), 81(7) главы VII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); судами не учтено, что в спорный период у потребителя был установлен, введен в эксплуатацию и являлся действующим индивидуальный прибор учета типа СА4-И672-М ЦЭ6803В/1 заводской номер 47989 007882049000619, у гарантирующего поставщика отсутствовали правовые основания не применять показания данного прибора учета.
В отзывах на кассационную жалобу общество и АО "РЭС" просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными.
Маркеев А.И. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствовавших в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по обращению гражданина Маркеева А.И., проживающего в частном жилом доме N 102 по улице Дальняя в городе Новосибирске (далее - жилой дом N 102), инспекцией на основании приказа от 14.08.2018 N 08-01-012/3384 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Новосибирскэнергосбыт".
В ходе проверки установлено, что жилой дом N 102 оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии типа СА4-И672-М ЦЭ6803В/1 заводской номер 47989 007882049000619 с 14.03.2012; в период с мая по июль 2018 года начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению данного дома производилось гарантирующим поставщиком по прибору учета типа РиМ 489.02 N 01103244, установленному сетевой организацией на опоре N 9 ВЛ-04 кВ ТП-182.
По результатам проверки ГЖИ составлен акт от 14.09.2018 N 08-02-012/3384 и выдано предписание, которым на общество возложена обязанность в срок до 03.12.2018 прекратить и устранить нарушение требований, установленных пунктом 42 Правил N 354, к определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома N 102 за период с мая по июль 2018 года; произвести начисления за указанный период исходя из показаний прибора учета электрической энергии типа СА4-И672-М ЦЭ6803В/1 заводской номер 47989 007882049000619, установленного потребителем.
Не согласившись с указанным предписанием, гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у ГЖИ правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания и удовлетворили заявленное им требование.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица органов государственного жилищного надзора обязаны выдать юридическому лицу предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно частям 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно абзацу 6 пункта 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с данным документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354 не установлено иное.
Из пунктов 81, 81(6), 81(7) Правил N 354 следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Данный акт составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судами обеих инстанций, в спорный период Правила N 354 не предусматривали порядка установки индивидуальных приборов учета по инициативе и за счет сетевой организации, места их установки не регламентировали.
В соответствии с частью статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пунктом 144 Основных положений N 422, пунктом 3.2 Правил учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) приборы учета подлежат установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций; при отсутствии технической возможности размещения прибора учета на границе балансовой принадлежности - в месте, максимально приближенном к ней; по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. При этом под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства (пункт 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).
В силу пункта 137 Основных положений N 442 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (расчетные приборы учета).
Согласно пункту 156 Основных положений N 442 если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):
- в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;
- при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;
- при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;
- при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что АО "Новосибирскэнергосбыт" является исполнителем коммунальной услуги (электроснабжение) в отношении жилого дома N 102; указанный дом оборудован трехфазным однотарифным прибором учета типа СА4-И672-М ЦЭ6803В/1 заводской номер 47989 007882049000619; данный прибор учета электрической энергии находится в подвале, доступ к нему для снятия показаний и обслуживания без потребителя невозможен.
В рамках проведения работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем комплексного учета энергоресурсов бытовых потребителей, АО "РЭС" установило за свой счет на опоре N 9 ВЛ-0,4 кВ ТП-182, расположенной возле жилого дома Маркеева А.И., в границах балансовой принадлежности сетевой организации, прибор учета типа РиМ 489.02 заводской номер 01103244 (класс точности 1); индивидуальный прибор учета типа СА4-И672-М ЦЭ6803В/1 заводской номер 47989 007882049000619 (класс точности 2), принадлежащий потребителю, фактически не был демонтирован и продолжал работу.
При анализе динамики потребления электрической энергии на объекте - жилой дом N 102 за период с октября 2017 года по апрель 2018 года сетевой организацией выявлено значительное расхождение в количестве кВт*ч, переданных потребителем самостоятельно и зафиксированных прибором учета, находящимся на опоре N 9 ВЛ-0,4 кВ ТП-182.
На основании пунктов 152-154 Основных положений N 442 сетевой организацией предприняты меры, направленные на ввод прибора учета РиМ 489.02 заводской номер 01103244 в эксплуатацию; поскольку Маркеев А.И. был уведомлен о дате и времени проведения указанной процедуры, однако явку свою не обеспечил, АО "РЭС" в одностороннем порядке составило акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 17.04.2018 и направило его в адрес гарантирующего поставщика.
Решением от 26.10.2018 Заельцовского районного суда города Новосибирска по делу N 2-3128/2018 Маркееву А.И. отказано в удовлетворении требований о признании недействительным акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 17.04.2018 и обязании АО "Новосибирскэнергосбыт" использовать для определения объема потребленной электроэнергии данные счетчика, установленного 14.03.2012 в подвале жилого дома N 102.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу об отсутствии у ГЖИ оснований для выдачи обществу предписания от 14.09.2018 N 08-03-012/3384-1 и удовлетворили заявленное им требование.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.05.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-43766/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.