г. Тюмень |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А03-2042/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мальцева С.Д.,
судей Куклевой Е.А.,
Туленковой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Штрек Е.В., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Бийскэнерго" на решение от 10.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Хворов А.В.) и постановление от 04.03.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Сластина Е.С., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-2042/2018 по иску акционерного общества "Бийскэнерго" (659322, Алтайский край, город Бийск, улица Михаила Кутузова, дом 116, ИНН 2204052762, ОГРН 1112204000150) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Баярд" (659315, Алтайский край, город Бийск, улица Социалистическая, дом 96, офис 8, ИНН 2204038430, ОГРН 1082204002770) о взыскании задолженности, неустойки.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Якшимаева Ф.Ю.) в заседании участвовали представители: акционерного общества "Бийскэнерго" - Прасолова Е.Г. по доверенности от 31.03.2019 N 16; общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Баярд" - Харлова Н.А. по доверенности от 01.09.2018.
Суд установил:
акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Баярд" (далее - компания) 112 523 руб. 13 коп. задолженности за потребленную тепловую энерги. и теплоноситель, использованные на общедомовые нужды (далее - ОДН), за период с мая по июнь 2017 года, 638 руб. 62 коп. неустойки, начисленной за период с 25.07.2017 по 08.09.2017.
Решением от 10.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы:
у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для применения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не утвержденного в установленном порядке; расчет объема коммунального ресурса, потребленного на ОДН, произведен истцом в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), который не предусматривает учет объемов энергоресурсов, потребленных на ОДН, в значении меньше чем 0, поэтому выводы судов, допускающие определение объема потребленного коммунального ресурса с учетом "отрицательных" значений потребленного ресурса за предыдущие периоды, являются необоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном судом округа к материалам дела (статья 279 АПК РФ), компания возражает против доводов заявителя кассационной жалобы, просит оставить без изменения решение и постановление, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность теплоснабжающей организации по производству и поставке тепловой энергии в горячей воде в пределах муниципального образования город Бийск Алтайского края.
Горячая вода поставляется в многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные по адресам: город Бийск, улица Васильева, дома 1, 3, 5, 9, 11, 37, 39, 40, 41, 49, 53, 55, 65, 69, улица Горно-Алтайская, дом 73, улица Кутузова, дома 21, 21А, улица Ленинградская, дома 26/1, 57, 57/1, 95, переулок Николая Липового, дом 72, улица Ломоносова, дом 30, переулок Мартьянова, дом 45, улица Матросова, дома 29, 45, 61, 67, улица Можайского, дом 2, улица Пугачева, дом 2/1, улица Разина, дома 1/1, 7, 70, улица Социалистическая, дом 52, которые находятся на обслуживании ответчика, являющегося управляющей организацией.
МКД оборудованы приборами учета, позволяющими определять фактическое потребление горячей воды как в объеме теплоносителя в кубических метрах (куб. м), так и в объеме тепловой энергии, потребленной в горячей воде, в гигакалориях (Гкал).
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.12.2015 N 644 (далее - решение N 644) обществу установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения, учитывающий стоимость компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Указанным решением для расчета с потребителями за горячую воду установлен норматив расхода тепловой энергии на 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м.
Общество в отсутствие заключенного между сторонами договора теплоснабжения и горячего водоснабжения в период с мая по июнь 2017 года осуществляло поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в МКД, находящиеся в управлении компании, что подтверждаются показаниями общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), счетами-фактурами, актами приема-передачи, ведомостями потребления.
На основании данных ОДПУ общество предъявило к оплате компании сверхнормативный объем потребления тепловой энергии и теплоносителя на ОДН в общем размере 328 840 руб. 83 коп.
Из расчета задолженности на сумму 328 840 руб. 83 коп. следует, что истец распределил объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, поставленной в жилые и нежилые помещения в МКД, исходя из разницы объемов фактического потребления тепловой энергии, определенных по данным ОДПУ, и величины объемов тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды для оказания услуги горячего водоснабжения собственникам помещений (в том числе с учетом расхода тепловой энергии на ОДН), расположенных в МКД, исчисленной с учетом расчетной величины потребления тепловой энергии в размере 0,058 Гкал/куб. м.
Разница, полученная в результате вычитания из объема потребления тепловой энергии на подогрев воды и объема воды в соответствии с данными учета и количества ресурса, распределенного между жилыми, нежилыми помещениями и на ОДН в пределах норматива потребления, предъявлена к оплате компании как сверхнормативное потребление горячей воды на ОДН.
Претензия от 15.08.2017, содержащая требование об оплате объема коммунальной услуги по горячему водоснабжению, оставлена компанией без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьей 2, частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктом 21(1) Правил N 124, пунктами 36, 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 26 приложения N 2 к Правилам N 354, пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Установив, что решением N 644 в отношении общества в целях расчета с потребителями установлена величина расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м., суд пришел к выводу, что показания ОДПУ, измеряющих объем тепловой энергии, поданной в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем представленный истцом расчет объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, основанный на показаниях ОДПУ, фиксирующего количество тепловой энергии в горячей воде, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что в отдельные периоды по отдельным МКД стоимость взыскиваемого коммунального ресурса, потребленного на ОДН, подлежала корректировке в связи с тем, что величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в МКД за предыдущие расчетные периоды, превышала объем коммунального ресурса, определенный по показаниям ОДПУ за указанные расчетные периоды.
Отклонив приведенный истцом расчет задолженности, произведя самостоятельный расчет стоимости потребленного коммунального ресурса, учтя поступившие оплаты, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии задолженности, вследствие чего отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
По существу спор разрешен судами правильно.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения также подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. При этом исключение из данного правила может быть установлено жилищным законодательством, как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД (пункт 44 Правил N 354).
Согласно статьям 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за потребленную энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на ОДН, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на ОДН, приходящиеся на i-е жилое помещение или нежилое помещение в формуле 24 того же приложения.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия ОДПУ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Q п i и Q одн i служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги поставленной ресурсоснабжающей организацией горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен кассационной практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548).
Таким образом, признав правильным выполненный ответчиком контррасчет объема тепловой энергии, согласно которому сумма долга по оплате тепловой энергии, поставленной истцом ответчику в период с мая по июнь 2017 года, составила 171 387 руб. 91 коп., установив, что платежным поручением от 26.06.2017 N 226 на общую сумму 216 317 руб. 70 коп., ответчик оплатил стоимость потребленных теплоэнергоресурсов за указанные периоды, суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований общества.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об определении размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы общества об отсутствии утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению отклоняется судом округа на основании следующего.
Как установлено судами, решением N 644 обществу установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения, состоящий из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Этим же решением для расчета с потребителями за горячую воду установлена расчетная величина расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м.
С учетом мнения органа тарифного регулирования суды обоснованно сочли возможным использование величины 0,058 Гкал/куб. м для определения экономически обоснованной цены отдельного показателя, заложенного в тариф на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, используемый теплоснабжающей организацией и потребителями, и не оспоренный в установленном порядке.
Суд округа также исходит из того, что отсутствие соответствующего норматива влечет за собой невозможность применения установленного положениями Правил N 354 императивного порядка исчисления стоимости коммунального ресурса с применением двухкомпонентного тарифа, что не может исключать обязанности оплаты потребленного ресурса.
С учетом изложенного, суд округа полагает доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Довод кассационной жалобы о несогласии с корректировкой обязательств компании на величину допущенного превышения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в МКД за предыдущие расчетные периоды, над объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за указанные расчетные периоды, суд округа полагает подлежащим отклонению ввиду следующего.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912, по смыслу пункта 44 Правил N 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам исполнителя; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы, и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате управляющей организацией этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 указано, что положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку судов, основанную на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и в целом выражают несогласие истца с выводами судов.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ). В связи с этим обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Согласно требованиям статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.03.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2042/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Мальцев |
Судьи |
Е.А. Куклева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа также исходит из того, что отсутствие соответствующего норматива влечет за собой невозможность применения установленного положениями Правил N 354 императивного порядка исчисления стоимости коммунального ресурса с применением двухкомпонентного тарифа, что не может исключать обязанности оплаты потребленного ресурса.
...
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912, по смыслу пункта 44 Правил N 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам исполнителя; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы, и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате управляющей организацией этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2019 г. N Ф04-2375/19 по делу N А03-2042/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2375/19
13.12.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11323/18
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2375/19
04.03.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11323/18
10.10.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2042/18