г. Тюмень |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А27-17324/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 27.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Горбунова Е.П.) и постановление от 24.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Скачкова О.А.) по делу N А27-17324/2018 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, ул. Красноармейская, 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к Государственному автономному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая стоматологическая поликлиника N 2" (650001, Кемеровская область, город Кемерово, ул. Инициативная, 16Б, ОГРН 1034205048459, ИНН 4205051155) о взыскании 5 059 266,35 руб.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая стоматологическая поликлиника N 2" (далее - Учреждение) о взыскании 4 405 971 руб. средств, использованных не по целевому назначению, 440 597,10 руб. штрафов, 212 698,25 руб. пени за период просрочки с 24.06.2017 по 08.08.2017.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Фонд уточнил заявленные требования и просил взыскать с Учреждения средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 4 405 971 руб., штраф в размере 440 597,10 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств), пеню в размере 447 316,21 руб. (1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкции, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (с 24.01.2018 по 20.02.2019).
Решением от 27.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично, с Учреждения в пользу Фонда взыскано 231 250 руб., использованных не по целевому назначению; 220 298,55 руб. штрафа; 223 658,11 руб. пени; 10 458 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 24.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено в части взыскания с Учреждения в пользу Фонда 2 048,20 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В данной части в удовлетворении требований Фонда отказано.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы Фонд указывает на нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования; возврат спорных сумм ответчиком на свой же лицевой счет не равнозначен возврату средств в бюджет Фонда.
Учреждение возражает против доводов Фонда согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена в Учреждении плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - средств ОМС) за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), законов Кемеровской области от 29.12.2014 N 146-03 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области на 2015 год", от 29.12.2015 N 137-03 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области на 2016 год" (далее - Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области на 2015 и 2016 годы), Тарифных соглашений в системе ОМС Кемеровской области на 2015, 2016 годы имеет место нецелевое использование средств ОМС в сумме 4 405 971 руб., в том числе:
- в 2015 году 231 250 руб. - приобретение основных средств, стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу;
- в 2016 году 4 174 721 руб. - выплата заработной платы (в том числе НДФЛ), премии медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС.
В заключительную часть акта проверки целевого и эффективного (рационального) использования средств ОМС в учреждении от 30.12.2017 (далее - Акт проверки) включена обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 4 405 971 руб. и уплате штрафа за использование не по целевому назначению ответчиком средств, полученных им по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 440 597,10 руб. (10% от суммы средств, использованных не по нецелевому назначению).
Учреждением Акт проверки подписан с протоколом разногласий от 09.01.2018. Фондом подготовлен ответ на разногласия и направлен ответчику 17.01.2018.
Не согласившись с доводами Учреждения и учитывая, что требование о восстановлении средств Учреждением не исполнено, Фонд обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, сумм штрафа и пени.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил нецелевое использование бюджетных средств в указанном Фондом размере, но отказал во взыскании 4 174 721 руб., поскольку фактически данная сумма была восстановлена в 2016 году.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, а также положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, счел возможным уменьшить размер штрафных санкций и пени, поскольку посчитал, что учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет социально значимые функции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в данной части, при этом установил неверное определение пропорции при расчете государственной пошлины, что повлекло за собой излишнее взыскание с Учреждения 2 048,20 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В связи с чем в данной части решение суда первой инстанции было изменено.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Суды правильно установили обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании Учреждением средств ОМС.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Федеральным законом N 326-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федеральным законом N 326-ФЗ, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
При этом судебными инстанциями правомерно указано, что денежные средства в течение отчетного периода были восстановлены Учреждением на счет ОМС в той же сумме, что и ранее были списаны.
Фактическое восстановление спорных денежных средств Учреждением в 2016 году подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается Фондом.
При данных обстоятельствах судебные инстанции правомерно установили, что требование Фонда о перечислении в бюджет спорной суммы фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих Медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Суды также правомерно отклонили доводы Фонда о том, что законодательно данный вид возврата денежных средств не предусмотрен, поскольку факт восстановления неправомерно списанных средств, то есть их возврат, подтвержден материалами дела, признан самим Фондом, и удовлетворение требований в данной части повлечет фактическое получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 24.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-17324/2018 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.