г. Тюмень |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А27-19978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение от 14.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Горбунова Е.П.) и постановление от 14.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-19978/2018 по заявлению акционерного общества "Тандер" (350002, город Краснодар, улица имени Леваневского, 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (650000, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 24, ИНН 4205081760, ОГРН 1054205036434) об оспаривании ненормативных правовых актов.
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Тандер" - Чусовитина Т.С. по доверенности от 12.07.2019.
Суд установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - общество, АО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) о проведении проверки от 16.07.2018 N 864-18 и отмене результатов проверки: предписаний от 28.08.2018 без номера, N 429, от 06.09.2018 NN 105, 106.
Решением от 14.03.3019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 14.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, плановая выездная проверка проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, поскольку проведена по истечении 60 рабочих дней.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнении к ней, отзыве на нее и выступлении представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 10.08.2018 по 06.09.2018 на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 16.07.2018 N 864-18 должностными лицами административного органа в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей при осуществлении деятельности в магазинах "Магнит".
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 06.09.2018 N 591 и выданы предписания от 28.08.2018 б/н, N 429, от 06.09.2018 NN 105, 106 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с данными ненормативными правовыми актами административного органа, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые распоряжение и предписания административного органа соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества.
Вместе с тем нижестоящими судами не учтено следующее.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 названной статьи
Согласно части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Такой перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности").
В соответствии с пунктом 20 Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьей 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Шестидесятидневный срок устанавливает общую продолжительность проверки юридического лица (в том числе его филиалов), однократно и комплексно проводимой не чаще чем один раз в три года (иной срок, установленный в соответствии с требованиями части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Судами установлено, что АО "Тандер" осуществляет торговлю пищевыми продуктами, производство пищевой продукции (кулинарные цеха), производственные объекты общества отнесены к категории чрезвычайно высокого риска, поэтому проведение плановых проверок один раз в год является правомерным.
Материалами дела подтверждается, что в течении 2018 года в отношении АО "Тандер" неоднократно проводились проверки его филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации, общий срок проведения которых превысил 60 рабочих дней (распоряжение управления по Липецкой области от 23.01.2018 - 20 рабочих дней; распоряжение управления по Орловской области от 24.01.2018 - 20 рабочих дней; распоряжение управления по Воронежской области от 28.03.2018 - 20 рабочих дней; распоряжение управления по Смоленской области от 01.02.2018 - 32 рабочих дня; распоряжение управления Тульской области от 27.03.2018 - 37 часов).
Таким образом, проведенная управлением в период с 10.08.2018 по 06.09.2018 на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 16.07.2018 N 864-18 проверка и ее результаты, в том числе оспариваемые предписания, являются незаконными в силу требований статьи 20 Закона N 294 ФЗ.
С учетом изложенного, суды необоснованно отказали АО "Тандер" в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы права, поэтому суд округа считает возможным отменить судебные акты и удовлетворить требования общества.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 14.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19978/2018 отменить.
Требования акционерного общества "Тандер" удовлетворить.
Признать недействительными распоряжение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области о проведении проверки от 16.07.2018 N 864-18, предписания от 28.08.2018 б/н, N 429, от 06.09.2018 NN 105, 106.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.