г. Тюмень |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А27-18528/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Шороховой И.Г. рассмотрел кассационные жалобы Администрации города Юрги и общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" на решение от 02.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Горбунова Е.П.) и постановление от 26.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-18528/2018 по заявлению Администрации города Юрги (652050, Кемеровская область, город Юрга, проспект Победы, дом 13, ИНН 4230006082, ОГРН 1024202005156) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области (650993, город Кемерово, улица Мичурина, дом 54, ИНН 4207011574, ОГРН 1024200723447) о признании незаконными акта выездной проверки от 15.06.2018, представления от 30.07.2018 N 3900-36-3710-5178, предписания от 30.07.2018 N 3900-36-37/10-5177.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Абрамова Наталья Владимировна (652000, Кемеровская область, город Юрга, пр. Победы, дом 34Б, квартира 78), общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Альянс" (652050, Кемеровская область, город Юрга, улица Машиностроителей, дом 51Б, ИНН 4230026353, ОГРН 1094230000358), общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" (652055, Кемеровская область, город Юрга, улица Ленинградская, дом 9, ИНН 4230025889, ОГРН 1084230002086), общество с ограниченной ответственностью частная медицина "Лекарь-Дент" (652057, Кемеровская область, город Юрга, проспект Победы, дом 41А, ИНН 4230012590, ОГРН 1144230000683), общество с ограниченной ответственностью "Юрга-Мед" (652062, Кемеровская область, город Юрга, улица Волгоградская, дом 2А, помещение 1, ИНН 4230011131, ОГРН 1144230000419), общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый инженер" (652055, Кемеровская область, город Юрга, улица Ленинградская, дом 31, помещение 8); Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (650064, город Кемерово, проспект Советский, дом 63, ИНН 4205142839, ОГРН 1074205023243).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гисич С.В.) в заседании участвовали представители:
от Администрации города Юрги - Солдатова Т.И. по доверенности от 14.01.2019 N 03-14/120;
от Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Демус А.И. по доверенности от 14.10.2016 N 39-15-20/09-8905, Наумова О.Н. по доверенности от 14.01.2019 N 39-16-20/10-171, Слепцова Е.А. по доверенность от 15.09.2015 N 39-15-20/09-8989;
от общества с ограниченной ответственностью частная медицина "Лекарь-Дент" - директор Игошев А.В. по решению общего собрания участников от 10.11.2017 N 1.
Суд установил:
Администрация города Юрги (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными акта выездной проверки от 15.06.2018, представления от 30.07.2018 N 3900-36-3710-5178, предписания от 30.07.2018 N 3900-36-37/10-5177 (далее - Предписание), вынесенные Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области (далее - Управление).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Абрамова Н.В., ООО "Бизнес-Альянс", ООО "Медицинский центр Здоровье", ООО ЧМ "Лекарь-Дент", ООО "Юрга-Мед", ООО "Кадастровый инженер", Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (далее - третьи лица).
Решением от 02.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в части требования о признании незаконным акта выездной проверки от 15.06.2018 прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация и ООО "Медицинский центр "Здоровье", частично не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились с кассационными жалобами, просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителей жалоб, судами первой и апелляционной инстанций судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Управление возражает против доводов заявителей жалоб согласно отзывам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзывов на них, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Управления от 27.04.2018 N 290 "О назначении плановой выездной проверки" в Администрации города Юрга была назначена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2017 году.
По окончанию проверки составлен акт от 15.06.2018 с отражением выявленных нарушений.
По результатам проверки Главе города Юрги Попову С.В. выдано Предписание, согласно которому предписано устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и возместить денежные средства в размере 3 596 501 руб. в установленном порядке в доход местного бюджета с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 30.06.2019, и представление от 30.07.2018 о необходимости рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Не согласившись с указанными актом, предписанием и представлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для вынесения оспариваемых ненормативных актов явились следующие обстоятельства.
Администрацией ООО ЧМ "Лекарь-Дент" в 2016 году и 2017 году была оказана финансовая поддержка в виде субсидии.
Указанные субсидии были предоставлены в рамках муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Юргинском городском округе" на 2016 - 2018 годы, утвержденной постановлением администрации города Юрги от 31.08.2015 N 1418.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации города Юрги от 24.10.2017 N 1164 (далее - Порядок N 1164), целью предоставления субсидии в 2017 году являлось оказание финансовой поддержки на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сферах деятельности, определенных муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Юргинском городском округе".
При этом в 2016 году Администрация на основании договора N 06-М/Ф-2016 предоставила ООО ЧМ "Лекарь-Дент" субсидию на возмещение затрат на приобретение оборудования.
Суды установили, что приобретенное ООО ЧМ "Лекарь-Дент" в 2016 и в 2017 годах спорное оборудование относится к объектам основных средств.
Нормами пункта 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено, что в оказании поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли.
При рассмотрении дела судами сделан вывод, что срок оказания поддержки по договору от 22.12.2016 N 06-М/Ф-2016 на дату заключения соглашения от 20.12.2017 N 09-СП не истек.
Данный вывод сделан судами исходя из анализа пункта 3 договора от 22.12.2016 N 06-М/Ф-2016, программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Юргинском городском округе" на 2016 - 2018 годы, утвержденной постановлением администрации города Юрги от 31.08.2015 N 1418, Положения от 06.07.2015 N 1073 о расходовании бюджетных средств на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Положение N1073).
Таким образом, Администрация в 2016 и 2017 годах фактически предоставила ООО ЧМ "Лекарь-Дент" аналогичные поддержки, которые совпадают по форме, виду, срокам, условиям оказания, а именно: по форме - субсидия на компенсацию одних и тех же затрат на приобретение оборудования: по виду и цели поддержки - финансовая, на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования (основных средств).
В связи с выше изложенным суд кассационной инстанции считает кассационные жалобы в данной части не подлежащими удовлетворению.
Следующим основанием для вынесения оспариваемого предписания явилось невыполнение Администрацией показателя результативности использования субсидии из бюджета Кемеровской области "Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку" на 3 единицы (30 / 27).
Отказывая в удовлетворении заявленных Администрацией требований в данной части, суды указали на то, что данные требования следуют из условий, установленных Соглашением от 23.08.2017 N 2-М о предоставлении субсидии монопрофильному муниципальному образованию "Юргинский городской округ" на реализацию мероприятий муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Юргинском городском округе" на 2016-2019 годы (далее - Соглашение N 2-М), пунктом 3 которого предусмотрено достижение значений показателей результативности использования субсидии, в том числе показатели "Количество вновь созданных рабочих мест..." - не менее 30; "Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у СМСП, получивших государственную поддержку, % "- не менее 1,2.
При этом согласно сведений за 2017 год, содержащихся в Отчетах получателей субсидий о достижении показателей результативности использования субсидии за 1-й квартал 2018 год, предоставленных в Администрацию, установлено, что по состоянию на 01.01.2018 субъектами МСП Юргинского городского округа - получателями субсидии создано 27 рабочих мест.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов неправильными в связи со следующим.
Соглашение N 2-М заключено с целью реализацию мероприятий муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Юргинском городском округе" на 2016-2019 годы".
Пункт 3.3.8. Соглашения N 2-М содержит требование использования субсидии до 31.12.2017, что предусматривает только обязанность Юргинского городского округа своевременно перечислить денежные средства получателям субсидии. Пункт 6 устанавливает, что срок действия Соглашения N 2-М определен до полного исполнения Сторонами взятых на себя обязательств. В рамках исполнения Соглашения N 2-М были заключены Соглашения (с учетом дополнительных соглашений) между Администрацией и получателями финансовой поддержки, которыми установлен срок исполнения взятых на себя обязательств до 20.12.2018.
Таким образом, вывод Управления, поддержанный судами, о невыполнении Администрацией условий пункта 3.3.5 Соглашения N 2-М по достижению установленных показателей по созданию новых рабочих мест на 01.01.2018, и обязанию Администрацию возместить денежные средства в размере 36 281 руб. является неверным.
В части пункта 3 Предписания судами установлено, что Администрацией при выделении субсидии трем получателям: ИП Абрамова Н.В., ООО "Бизнес-Альянс", ООО "Медицинский центр Здоровье" допущено нарушение критериев конкурсного отбора получателей субсидии, а именно субсидии выделены при отсутствии показателей результативности, создания рабочих мест, прироста среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), в связи с чем Управлением был сделан вывод о том, что субсидия в общей сумме 2 460 220 руб. предоставлена неправомерно. Данный вывод поддержан судами.
Суд кассационной инстанции считает, что в данной части судебные акты подлежат отмене.
Материалами дела подтверждено, и сторонами не оспаривается, что ИП Абрамова Н.В., ООО "Бизнес-Альянс", ООО "Медицинский центр Здоровье" на момент подачи документов на предоставление субсидий был представлен пакет документации, необходимый для рассмотрения данных субъектов, как претендентов на субсидию, включая сведения о численности работников.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 Порядка N N 164 Администрация оценила "критерий создание рабочих мест" и установила у претендентов на получение субсидий наличие созданных рабочих мест.
Отказывая в удовлетворении требований Администрации, суды сослались на то, что критерии отбора получателей при выделении субсидии не соблюдены, поскольку у претендентов отсутствует прирост среднесписочной численности работников.
Однако в подпункте 7 пункта 4 Порядка N 1164 критерий прироста среднесписочной численности предусмотрен только у получивших государственную поддержку и в сроки, оговоренные соглашениями (дополнительными соглашениями) с вышеперечисленными получателями субсидий, а не на момент подачи заявления.
Довод Управления о том, что показатель результативности осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в виде создания рабочих мест, предусмотренный Порядком N 1164, должен расцениваться в качестве прироста рабочих мест как в период после получения субсидии, так и в период, предшествующий ее получению, материалами дела не подтвержден.
Поскольку выводы судов, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.
При этом, поскольку судами установлены все значимые для дела обстоятельства, кассационная инстанция считает возможным, не передовая дело на новое рассмотрение, принять постановление о частичном удовлетворении требований.
В связи с частичным удовлетворением кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье", уплаченная им государственная пошлина подлежит взысканию с Управления.
При этом обществом с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы уплачена в излишнем размере, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение от 02.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18528/2018 отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 1 и 3 Предписания Управления Федерального казначейства по Кемеровской области от 30.07.2018 N 3900-36-37/10-5177, обязании устранить нарушения, указанные в данных пунктах, и возместить денежные средства в размере 2 496 501 руб.
В данной части принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Признать недействительными пункты 1 и 3 Предписания Управления Федерального казначейства по Кемеровской области от 30.07.2018 N 3900-36-37/10-5177, а также в части обязания устранить нарушения, указанные в данных пунктах, и возместить денежные средства в размере 2 496 501 руб.
В остальной части оставить судебные акты без изменения.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.08.2019 N 713.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что приобретенное ООО ЧМ "Лекарь-Дент" в 2016 и в 2017 годах спорное оборудование относится к объектам основных средств.
Нормами пункта 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено, что в оказании поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли.
...
решение от 02.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18528/2018 отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 1 и 3 Предписания Управления Федерального казначейства по Кемеровской области от 30.07.2018 N 3900-36-37/10-5177, обязании устранить нарушения, указанные в данных пунктах, и возместить денежные средства в размере 2 496 501 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф04-4674/19 по делу N А27-18528/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4674/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4674/19
26.06.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4455/19
02.04.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-18528/18