Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации
по организации, деятельности, учету домовых комитетов и взаимодействию с ними территориальных органов исполнительной власти и уполномоченных управляющих организаций
См. Порядок взаимодействия территориальных органов исполнительной власти г. Москвы и уполномоченных управляющих организаций с домовыми комитетами, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 651-ПП
Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение п. 4.1 постановления Правительства Москвы от 21.09.2004 г. N 651-ПП в целях обеспечения единообразного подхода к работе территориальных органов исполнительной власти и уполномоченных управляющих организаций с домовыми комитетами, разрешения вопросов деятельности старших по подъездам, домам, в которых созданы домкомы, разъяснения порядка создания и деятельности домовых комитетов и взаимодействия их с органами власти и управляющими организациями.
1. Основные понятия и принципы деятельности домового комитета
1.1. Домовой комитет - это общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме, в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.
1.2. Домовый комитет может быть организован в отдельном многоквартирном доме, группе многоквартирных домов, кондоминиуме в случае отсутствия в них иных объединений жителей (товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, территориальных общин), созданных с целью управления или контроля за управлением, содержанием, эксплуатацией и ремонтом многоквартирных домов, кондоминиумов.
Домовые комитеты могут быть созданы в жилых домах, кондоминиумах обслуживаемых дирекциями единого заказчика, иными управляющими организациями, уполномоченными органами исполнительной власти.
1.3. Домовый комитет создается по решению жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума.
1.4. Домовый комитет считается созданным с момента принятия жителями решений о создании домового комитета, утверждении его устава и формировании руководящих органов домового комитета с учетом порядка, предусмотренного настоящими рекомендациями (голосования на общем собрании или путем проведения письменного опроса, голосования). С момента принятия указанных решений домовый комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом с учетом настоящих рекомендаций.
1.5. Домовые комитеты могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом "Об общественных объединениях", и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Учетную регистрацию домовых комитетов независимо от их государственной регистрации осуществляют управы районов с целью мониторинга и обеспечения контроля за предоставлением льгот членам руководящего органа домового комитета.
Для проведения учетной регистрации председатель домкома (или иное уполномоченное лицо) обращается в управу района с заявлением, к которому прикладывается протокол общего собрания жителей с листами регистрации или протокол письменного опроса с приложением опросных листов (бюллетеней для голосования) о создании домового комитета, а также устав.
1.6. Домовый комитет проводит свою работу с привлечением актива жителей и в контакте с иными общественными объединениями граждан (в том числе иными домовыми комитетами и объединениями домовых комитетов), управой района, органами местного самоуправления, управляющей и обслуживающей жилищный фонд организациями. Домовый комитет принимает участие в решении вопросов, непосредственно касающихся жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, в том числе содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда и благоустройства придомовой территории.
1.7. Домовый комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об общественных объединениях", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, настоящими рекомендациями и принятым уставом домового комитета.
1.8. Устав домового комитета (приложение 1) содержит: наименование, положение о структуре, руководящем органе, указание на территорию, в пределах которой домовый комитет осуществляет свою деятельность, компетенцию и порядок формирования руководящего органа, сроки его полномочий, порядок внесения изменений и дополнений в устав домового комитета, порядок прекращения деятельности домового комитета, перечень задач и функций по осуществлению общественного контроля за содержанием, эксплуатацией и ремонтом жилого дома (домов), кондоминиума и придомовой территории, иных задач, не противоречащих законодательству, порядок проведения общих собраний жителей и заседаний руководящего органа домового комитета, порядок проведения письменных опросов и принятия решений, положения о подотчетности и об ответственности руководящего органа домового комитета перед жителями, а также иные положения, не противоречащие законодательству. Устав создаваемого общественного объединения в наименовании содержит слова "домовый комитет".
Примерный устав домового комитета (приложение 1) содержат только общие положения по созданию и деятельности домового комитета, в связи с чем редакция устава домового комитета может быть изменена с учетом особенностей территории и предложений жителей.
2. Принятие решения о создании домового комитета, выбор состава его руководящего органа и утверждение устава
2.1 Решение об образовании домового комитета и выборе его руководящего органа принимается гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, по месту жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме (собственниками, нанимателями или представителями их семей - по одному представителю от каждой семьи), далее - жители, на общем собрании открытым голосованием либо путем проведения письменного опроса (голосования).
2.1.1. Руководящий орган домового комитета (Совет дома, Правление домового комитета) избирается из числа жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума в количестве равному числу подъездов многоквартирного дома плюс 1 человек, но не более 3 человек (для одноподъездного дома), на срок, установленный уставом домового комитета, но не более чем на 4 года. По истечении указанного срока жители в порядке, предусмотренном уставом домового комитета, переизбирают руководящий орган домового комитета в прежнем или ином составе.
Руководящий орган домового комитета осуществляет руководство текущей деятельностью домового комитета и подотчетен общему собранию жителей дома. Порядок и формы отчетности могут быть определены уставом.
Руководящий орган домового комитета (Совет дома, Правление домового комитета) может быть сформирован из старших по дому и подъездам. При этом утверждение состава руководящего органа домового комитета (Совета дома, Правления домового комитета) также осуществляется согласно п.п. 2.2 или 2.3 рекомендаций.
2.1.2. С момента создания домового комитета институт старших по дому и подъездам упраздняется и все функции института старших по дому и подъездам - первичной структуры общественного объединения граждан (приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 26 мая 1998 года N 421) выполняются руководящим органом домового комитета - как коллегиальным органом объединения жителей. Одновременное существование в одном доме института старших по домам и подъездам и домовых комитетов не допускается.
2.1.3. С момента создания домового комитета льготы, предоставляемые старшим по дому и по подъездам, по соответствующему нормативному правовому акту распространяются на членов руководящего органа домового комитета (Совета дома, Правления домового комитета) с учетом ограничений по количеству членов, указанных в п. 2.1.1 рекомендаций. Льготы, предусмотренные соответствующим нормативным правовым актом, предоставляются по распоряжению главы управы района на основании протокола общего собрания (письменного опроса) жителей дома о создании домового комитета и о выборе членов его руководящего органа, после проведения учетной регистрации.
Указанные в настоящем пункте льготы предоставляются после выхода соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы.
2.1.4. Создание домовых комитетов, а также решение других вопросов, затрагивающих интересы всех жителей многоквартирного дома осуществляется путем проведения общего собрания жителей дома либо письменного опроса (голосования).
2.2. Проведение собраний по организации и в период деятельности домкома.
См. Методические рекомендации по подготовке и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденные распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23 августа 2005 г. N 393
2.2.1. Собрания созываются жителями одного дома, группы домов или кондоминиума, руководящим органом домового комитета. В собрании вправе участвовать граждане (собственники, наниматели или представители их семей - по одному представителю от каждой семьи), постоянно зарегистрированные по месту жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме, достигшие возраста 18 лет.
2.2.2. При организации общего собрания управы районов предоставляют либо содействуют предоставлению помещений для проведения общих собраний.
Также управы района содействуют предоставлению домовому комитету помещения для работы - проведения собраний, совещаний, конференций и т.п.
2.2.3. Собрания жителей дома, группы домов, кондоминиума рекомендуется проводить, если общее число граждан, имеющих право на участие в собрании, не превышает 100 человек и имеется приспособленное помещение для проведения собрания.
2.2.4. Инициаторами проведения собрания по организации домового комитета и выбору его руководящего органа может быть инициативная группа жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума в количестве не менее 3 человек (далее - инициативная группа), старшие по дому и подъезду, а также орган местного самоуправления и территориальный орган исполнительной власти, действующий на данной территории.
2.2.5. Инициативная группа не менее чем за 10 дней до проведения собрания уведомляет об этом граждан, имеющих право на участие в собрании, а также вправе уведомить главу управы района, муниципалитет муниципального образования и управляющую организацию.
Уведомление направляется в письменной форме. В нем указываются дата, время и место проведения собрания, адреса домов, жители которых участвуют в собрании, предполагаемое число участников, повестка дня, а также персональный состав инициативной группы с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов.
Инициаторы проведения собрания, используя различные формы, заблаговременно знакомят жителей с материалами, относящимися к вопросам создания и деятельности домовых комитетов, их полномочиям по общественному контролю за предоставлением жилищно-коммунальных услуг и сохранностью жилищного фонда, иным вопросам, выносимым на собрание.
2.2.6. Инициаторы проведения собрания могут провести консультации (обсуждения) с жителями по выносимым на рассмотрение вопросам.
2.2.7. Управа района, управляющая организация, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и муниципалитет могут направить для участия в общем собрании жителей своих представителей.
2.2.8. Собрание по созданию домового комитета открывает один из членов инициативной группы. Для ведения собрания избирается рабочий президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания, а также других лиц по усмотрению участников собрания. Председатель и секретарь собрания могут быть избраны из числа уполномоченных представителей органов власти или местного самоуправления. Выборы состава президиума, утверждение регламента проведения собрания производятся большинством голосов участников собрания по представлению инициатора проведения собрания и/или участников собрания.
Собрание правомочно, если в нем участвует не менее 50 процентов жителей, указанных в п. 2.2.1. Списки присутствующих составляет инициативная группа.
Решение собрания о создании домового комитета и выборе его руководящего органа принимается большинством голосов присутствующих на собрании жителей, указанных в п. 2.2.1, открытым голосованием.
Порядок проведения общих собраний домового комитета и принятия решений определяется уставом домового комитета с учетом настоящих рекомендаций.
Голосование ведется по каждому вопросу повестки дня собрания.
Представители органов власти и иные лица, присутствующие на собрании, в голосовании не участвуют.
Секретарь собрания ведет протокол собрания, в котором указывается: номера квартир, подъездов, адреса домов, жители которых участвуют в собрании, количество жителей участвующих в собрании, инициаторы (состав инициативной группы), дата, время и место проведения собрания, полная формулировка рассматриваемых вопросов повестки дня, фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемым вопросам, принятое решение. Список зарегистрированных участников собрания с их подписями и список участвующих в собрании представителей органов власти и иных лиц являются приложением к протоколу.
В случае принятия жителями решения о создании домового комитета в протокол вносятся фамилии, имена, отчества, номера квартир, контактные телефоны избранных членов руководящего органа домового комитета, в том числе председателя домкома (если в соответствии с уставом домового комитета председатель избирается на собрании).
Члены руководящего органа домового комитета могут избрать из своего состава председателя на первом заседании (если уставом домового комитета предусмотрено избрание председателя на заседании руководящего органа домового комитета).
Руководящий орган и председатель домового комитета избираются на срок не более 4-х лет.
Протокол зачитывается председателем собрания участникам собрания, подписывается председателем и секретарем собрания.
2.2.9. Порядок проведения собраний домкома определяется уставом (приложение 1).
2.2.10. Уведомление о проведенном собрании, подписанное председателем и секретарем собрания, протокол собрания, содержащий решение о создании домового комитета и устав домового комитета, включая список избранных руководителей домового комитета с указанием контактных телефонов, направляются в управу района для проведения учета и в управляющую организацию.
2.3. Проведение письменного опроса (письменного голосования) жителей.
2.3.1. Решения о создании домового комитета, избрании или переизбрании состава руководящего органа домового комитета, включая председателя, а также по иным вопросам, относящимся к деятельности домового комитета, могут быть приняты на основании проведенного письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, указанных в п.2.2.1.
2.3.2. Инициатором проведения письменного опроса жителей по вопросу создания домового комитета может выступить инициативная группа жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума в количестве не менее 3 человек, старшие по дому или подъезду, а также органы власти и местного самоуправления.
2.3.3. Инициативная группа жителей вправе уведомить главу управы района, муниципалитет, управляющую организацию о предполагаемом опросе жителей по вопросу создания домового комитета.
Управа района, уполномоченная управой района организация, муниципалитет оказывают содействие инициативной группе в проведении письменного опроса жителей.
2.3.4. Письменный опрос жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума производится путем применения опросных листов.
Опросный лист должен содержать перечень вопросов для голосования, данные о жителях многоквартирного дома (домов), кондоминиума (N квартиры, Ф.И.О.), указанных в п. 2.2.1. Голосование осуществляется путем сбора подписей по голосуемым вопросам.
По результатам проведенного письменного опроса составляется и подписывается членами инициативной группы протокол по учету результатов голосования с приложением опросных листов. В протоколе должны быть указаны контактные телефоны членов инициативной группы. Членами инициативной группы подписывается каждый опросный лист.
При проведении письменного опроса решение считается принятым, если за него проголосовали более 25% жителей, указанных в п. 2.2.1. При этом количество опрошенных должно превышать 50% от общего количества жителей дома, указанных в п. 2.2.1, включая отказавшихся от голосования и воздержавшихся.
2.3.5. С целью обеспечения законности и соблюдения прав и интересов всех жителей дома (домов), кондоминиума глава управы района может направить в состав инициативной группы для сбора подписей своего представителя в качестве наблюдателя.
2.3.6. Глава управы района оказывает организационное и техническое содействие в проведении опроса, подготовке бланков опросных листов, а также устава домового комитета.
2.4. Домовый комитет строит свою работу на основе общественного самоуправления в соответствии с уставом, принятым на общем собрании жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, указанных в п. 2.2.1.
2.5. Прекращение деятельности домового комитета осуществляется по решению общего собрания или письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, указанных в п. 2.2.1.
2.6. Полномочия домового комитета, предусмотренные настоящими рекомендациями, в полном объеме возникают с момента учетной регистрации домового комитета в управе района.
3. Деятельность домовых комитетов при реализации полномочий по общественному контролю за управлением, содержанием и эксплуатацией жилых домов
3.1. Домовый комитет осуществляет следующие функции по общественному контролю за управлением, содержанием, ремонтом и эксплуатацией многоквартирного жилого дома (домов), кондоминиума:
3.1.1. Участие в подготовке предложений при разработке управляющей организацией и управой района перспективных планов по управлению, содержанию, ремонту и благоустройству, а также мероприятий по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда. Осуществление общественного контроля за содержанием, эксплуатацией и ремонтом жилого дома, а также содержанием и благоустройством придомовой территории.
3.1.2. Осуществление общественного контроля качества и объемов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
3.1.3. Содействие организации мероприятий по ресурсоэнергосбережению, а также ремонту объектов общего пользования.
3.1.4. Участие в комиссиях по осмотру жилищного фонда, проверке технического состояния жилого дома и инженерного оборудования, а также профилактическом осмотре кровель и подвалов с целью подготовки предложений о проведении текущего и капитального ремонта.
3.1.5. Осуществление общественного контроля за своевременным и качественным выполнением работ по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, а также проведением работ по благоустройству.
3.1.6. Участие в комиссиях по приемке всех видов работ по содержанию, эксплуатации и ремонту дома (домов), кондоминиума, в том числе по приемке работ по подготовке дома к сезонной эксплуатации, благоустройству придомовой территории с правом подписи в акте приема-сдачи работ. При возникновении разногласий или неудовлетворенности качеством выполненных работ представитель домового комитета вправе отказаться от подписи и записать свое особое мнение в акте приемки-сдачи работ. Особое мнение должно быть рассмотрено на Согласительной комиссии в управе района.
3.2. Домовый комитет вправе запрашивать и получать от управляющей организации информацию о расходах по эксплуатации и ремонту дома и придомовой территории.
3.3. Уполномоченные представители руководящего органа домового комитета вправе принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых в управе района с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума.
3.4. Управы районов и уполномоченные управляющие организации информируют домовые комитеты по готовящимся проектам благоустройства придомовых территорий, в целях выявления потребностей жителей и учета их предложений.
3.5. Домовой комитет принимает меры общественного воздействия в отношении жителей, несвоевременно оплачивающих жилищные и коммунальные услуги, нарушающих правила пользования жилыми помещениями и объектами общего имущества дома.
Меры общественного воздействия, осуществляемые домовыми комитетами по месту жительства (предупреждение, общественное порицание, обсуждение проступков и иные) не должны нарушать конституционных прав и свобод граждан.
3.6. Руководящий орган домового комитета информирует жителей о своей деятельности, связанной с выполнением функций по п. 3.1, а также не реже одного раза в год проводит отчетное собрание перед жителями многоквартирного дома (домов), кондоминиума либо письменный опрос жителей по вопросам деятельности домового комитета и его руководящего органа.
3.7. Домовые комитеты вправе вести регистрационную книгу жалоб и предложений жителей по вопросам эксплуатации, содержания и ремонта, которые рассматриваются на заседаниях руководящего органа домового комитета (Совета, Правления домового комитета) с участием представителей управляющей организации при возникновении разногласий. Отдельные замечания и предложения могут быть рассмотрены на Согласительной комиссии.
3.8. При нарушении председателем или иными руководителями домового комитета действующего законодательства или статей устава они могут быть досрочно переизбраны на общем собрании жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума или путем письменного опроса (голосования).
4. Взаимодействие домовых комитетов и управ районов
4.1. Управы районов обеспечивают выполнение уполномоченными управляющими организациями требований постановления Правительства Москвы от 21.09.2004 г. N 651-ПП и настоящих рекомендаций при взаимодействии с домовыми комитетами.
4.2. В целях обеспечения прав домовых комитетов управы районов образуют согласительные комиссии (приложение 2).
4.2.1. Рассмотрению на Согласительной комиссии в управе района подлежат спорные вопросы, связанные с деятельностью домовых комитетов и их взаимодействием с управляющими организациями в рамках постановления Правительства Москвы от 21.09.2004 г. N 651-ПП и настоящих рекомендаций.
В случае, если в уставе домового комитета закреплены дополнительные полномочия, не противоречащие действующему законодательству, Комиссией могут быть рассмотрены иные вопросы.
4.2.2. Согласительная комиссия действует на постоянной основе и является коллегиальным органом управы района.
Комиссия создается распоряжением главы управы.
Комиссия состоит из должностных лиц управы района и представителей домовых комитетов и их объединений. Также в состав Комиссии могут входить представители органов местного самоуправления, Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе, специализированных уполномоченных организаций (Мосжилинспекция, ОАТИ, Госпожарнодзор, СЭС и др.).
4.2.3. Решение Комиссии может быть обжаловано в префектуре административного округа или в судебном порядке.
4.3. Управы районов осуществляют учетную регистрацию домовых комитетов и при предоставлении протокола общего собрания (письменного опроса), в случае если председатель и заместитель председателя были избраны непосредственно на общем собрании (по результатам письменного опроса), и протокола заседания Совета дома, правления, если председатель и заместитель председателя были избраны на данном заседании, выдают указанным лицам удостоверения (приложение 3). Удостоверение подписывается главой управы или его заместителем.
В целях осуществления учетной регистрации домовых комитетов в управе района оформляется журнал учета (приложение 4). В журнале должна быть отражена следующая информация о домовом комитете:
- адрес дома (домов), кондоминиума;
- Ф.И.О. председателя домкома;
- контактный телефон;
- дата создания домкома (дата проведения общего собрания или проведения письменного опроса, голосования);
- дата регистрации домкома;
- учетный номер домкома (учетный номер должен содержать порядковый номер, название управы района, наименование округа).
Также аналогичная информация ведется в управе района в электронном виде.
4.4. Управы районов оказывают домовым комитетам содействие в проведении информационно-разъяснительной работы среди жителей (установка досок объявлений, изготовление информационных материалов и т.п.).
4.5. Управы районов обеспечивают обучение членов домовых комитетов, с последующей аттестацией и выдачей свидетельств о проведенном обучении.
4.6. Главы управ и руководители уполномоченных управляющих организаций назначают день приема (не реже одного в две недели) домовых комитетов.
<< Назад |
Приложение 1. >> Примерный устав домового комитета |
|
Содержание Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23 декабря 2004 г. N 1108 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.