г. Тюмень |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А27-15144/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 28.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 30.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Логачев К.Д., Павлюк Т.В.) по делу N А27-15144/2018 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (650991, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к обществу с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1" (650000, г. Кемерово, проспект Ленина, 55, 602, ОГРН 1154205014688, ИНН 4205315739) о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, штрафа, пени.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1" (далее - Общество) о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, - 145 905,01 руб., штрафа - 14 590,5 руб., пеней - 5 010,62 руб.
Решением от 28.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Фонда взыскано 14 590,5 руб. штрафа, а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика средств, использованных не по целевому назначению в сумме 145 905,01 руб., пеней - 5 010,62 руб., расходов по уплате государственной пошлины - 9 965 руб., в указанной части вынести новое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты подлежащими частичной отмене исходя из следующего.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Фондом в отношении Общества проведена проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Результаты проверки отражены в акте от 08.02.2018 проверки целевого и эффективного использования средств ОМС.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Закона Кемеровской области от 28.12.2016 N 109-03 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Тарифного соглашения в системе ОМС Кемеровской области на 2017 год имеет место нецелевое использование ответчиком средств ОМС в сумме 145 905,01 руб., возникшее в результате произведения Обществом расходов, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Фондом установлено, что Обществом в 2017 году средствами ОМС была произведена оплата налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения доходы, в размере 145 905,01 руб., что является нецелевым использованием средств ОМС, которые в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ подлежат восстановлению в бюджет Фонда с уплатой штрафа и пеней.
Фонд направил требование от 03.05.2018 о восстановлении Обществом в течение десяти рабочих дней средств, использованных не по целевому назначению в сумме 145 905,01 руб., уплате штрафа (10% от суммы средств, использованных не по нецелевому назначению) и пеней.
Поскольку требование Фонда о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пеней Обществом не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд.
Суды, ссылаясь на положения статей 10, 13, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 20, 34, 35, 39 Закона N 326-ФЗ, статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", частично удовлетворили требования Фонда, поскольку пришли к выводу, что материалами дела подтверждено фактическое восстановление Обществом средств ОМС, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания 145 905,01 руб., а также пеней; в то же время суды указали о правомерности начисления и взыскания штрафа.
Кассационная инстанция, частично отменяя судебные акты, исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в 2017 году Общество находилось в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Кемеровской области, и вправе было осуществлять медицинскую деятельность в сфере ОМС на основании типовых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В 2017 году Общество не осуществляло медицинскую деятельность, в начале 2017 года средствами ОМС произвело окончательный расчет за медицинские услуги, оказанные в декабре 2016 года.
Общество получало финансирование из средств ОМС в соответствии с типовыми договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенными между Фондом и страховыми медицинскими организациями, соответственно, обязано было использовать средства ОМС в соответствии, в том числе с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, пунктом 5.10 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В ходе проверки Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 145 905,01 руб., возникшее в результате произведения Обществом расходов, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а именно, - уплата единого налога.
Отказывая в удовлетворении требований в части, суды исходили из подтвержденности материалами дела того обстоятельства, что спорные денежные средства фактически были восстановлены Обществом.
Как правильно указали суды, в рассматриваемом случае перечисление в бюджет указанных средств фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Кассационная инстанция, соглашаясь с указанными выводами судов, исходит из того, что действительно необходимо учитывать фактическое восстановление медицинским учреждением использованных не по целевому назначению средств ОМС и их использование в соответствии с целевым назначением в дальнейшем, поскольку противоположный подход повлечет получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.
В указанной части кассационная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
При этом в части требований о взыскании пени суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Следовательно, в рассматриваемом случае Обществу подлежал начислению не только штраф - 145 905,01 руб., но и пени.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа во взыскании с Общества в пользу Фонда пеней единственно по причине восстановления денежных средств, использованных ранее не по целевому назначению, у судов не имелось.
Поскольку размер начисленных пеней сторонами не оспорен, доказательства уплаты начисленных пеней в материалах дела отсутствуют, принятые по настоящему делу судебные акты в указанной части подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении соответствующих требований.
Кроме того, принятые судебные акты в части распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины также подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Фонд обратился в суд с имущественным требованием о взыскании с Общества средств, использованных не по целевому назначению, уплатив при этом государственную пошлину за подачу иска в сумме 5 965 руб. в первой инстанции, за подачу апелляционной жалобы - 3 000 руб., кассационной жалобы - 3 000 руб.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. С учетом изложенного государственная пошлина, уплаченная им за подачу искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб в общем размере 11 965 руб. согласно платежным поручениям от 17.07.2018 N 803448, от 18.06.2019 N 673635 и от 07.10.2019 N 205948, подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины по иску, по апелляционной и кассационной жалобам подлежат отнесению на Общество пропорционально удовлетворенным требованиям и составляют 905,65 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15144/2018 отменить в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово, пени в сумме 5 010,62 руб., а также в части распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В указанной части принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1", г. Кемерово, в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово, пени в сумме 5 010,62 руб.
В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 11 965 руб. согласно платежным поручениям от 17.07.2018 N 803448, от 18.06.2019 N 673635 и от 07.10.2019 N 205948.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1", г. Кемерово, в доход федерального бюджета государственную
пошлину за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 905,65 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.