г. Тюмень |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А46-12187/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Беловой Л.В.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение от 13.08.2019 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 03.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-12187/2019 по заявлению 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (630005, город Новосибирск, улица Мичурина, 20) к федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (119160, город Москва, переулок Большой Знаменский, дом 8, корпус 3, ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616; 620100, город Екатеринбург, Сибирский тракт, 5) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны России (далее - отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие, ФКП "УЗКС МО РФ") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.08.2019 Арбитражного суда Омской области предприятие привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением от 03.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ФКП "УЗКС МО РФ" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предприятие не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по исполнению изложенных в предписании отдела требований, в связи с чем не подлежит административной ответственности за неисполнение этого предписания; неоднократная выдача предписаний в отношении одних и тех же нарушений влечет за собой искусственное увеличение срока давности для привлечения к административной ответственности; судом апелляционной инстанции нарушен порядок рассмотрения отвода составу суда, рассматривающему дело в апелляционном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Уставом ФКП "УЗКС МО РФ", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р, предприятие создано в целях осуществления деятельности по выполнению работ и оказанию услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и предприятием (исполнитель) заключен государственный контракт от 22.08.2016 N 1620187377312090942000000 на оказание услуг заказчика (застройщика) по организации проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов госзаказчика, в том числе по объекту: "Строительство 3-х казарм на территории военного городка N35 (242 учебного центра) подготовки младших специалистов Воздушно-десантных войск".
В соответствии с договором от 22.12.2014 N 141/З/БСПЗ(К)-941 предприятию на праве безвозмездного пользования передан земельный участок для выполнения работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов в рамках реализации государственных контрактов для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
ФКП "УЗКС МО РФ" 03.08.2018 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства "Строительство 3-х казарм на территории военного городка N 35 (242 учебного центра) подготовки младших специалистов Воздушно-десантных войск, III этап, казарма N 3 (шифр Ц-42/15-106)", расположенного по адресу: город Омск, поселок Светлый.
По результатам проведенной отделом проверки соблюдения градостроительного законодательства при строительстве вышеуказанного объекта предприятию было выдано предписание от 11.01.2019 N 11/1 об устранении в срок до 14.05.2019 выявленных нарушений требований статей части 15 статьи 48, 52, 53, 55.5.1, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статей 34, 35, 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", части 3 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 15 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пунктов 12, 13 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, пунктов 6, 6а, 6в, 9, 10, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", пунктов 5.1 - 5.5 Приказа Ростехнадзора от 09.11.2017 N 470 "О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1128", пунктов 3, 4, 5, 6, 8 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, пунктов 4.4, 4.8, 5.4, 6.15.1, 7.1.3, 7.3 Свода правил СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 781, пункта 6.1 СанПиН 2.1.2.729-99 "Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.01.1999 N 3, пунктов 2.4, 12.13 СанПиН 2.2.3.-1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.06.2003 года N 141, пунктов 3.2.3, 3.3 Свода правил СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции", утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2017 N 1719/пр, пунктов 4.1, 4.2 Свода правил СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 N 153, пунктов 9.4, 9.6 ГОСТа 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия, пунктов 7.2, 7.2.1, 8.2 ГОСТа 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия", а также требований проектной документации.
Невыполнение в установленный срок данного предписания послужило основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 09.07.2019 N 120/07-31/2019 в отношении ФКП "УЗКС МО РФ" и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил факт невыполнения предприятием законного предписания отдела, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, назначив административный штраф в размере 50 000 руб.
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности были поддержаны апелляционным судом.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу частей 3.1, 6 статьи 54 ГрК РФ, пункта 69.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", пункта 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 N 2300, отдел наделен полномочиями по выдаче лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В рассматриваемом случае суды пришли к обоснованному выводу о том, что ФКП "УЗКС МО РФ" фактически выполняются функции государственного заказчика (застройщика), что свидетельствует о наличии у него обязанности по контролю за соблюдением при выполнении работ на объекте капитального строительства требований законодательства о градостроительной деятельности.
Материалами дела подтверждается и предприятием не оспаривается факт невыполнения в установленный срок предписания отдела от 11.01.2019 N 11/1.
Поскольку ФКП "УЗКС МО РФ" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований градостроительного законодательства и своевременному выполнению выданного отделом предписания, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 09.07.2019 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вопреки доводам предприятия выдача ему повторного предписания об устранении нарушений требований градостроительного законодательства по причине невыполнения к установленному сроку аналогичных требований, содержащихся в ранее выданных предписаниях, не влечет увеличение предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В данном случае ФКП "УЗКС МО РФ" привлечено к ответственности не за совершение выявленных на момент выдачи первоначального предписания нарушений градостроительного законодательства (глава 9 КоАП РФ), а за иное нарушение - посягательство на установленный государством порядок управления, выразившееся в неисполнении законного предписания публичного органа (статья 19.5 КоАП РФ). Принимая во внимание, что невыполнение каждого из выданных предписаний образует самостоятельный состав правонарушения, суды правомерно исчислили срок давности по настоящему делу со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения предписания от 11.01.2019 N 11/1 (с 15.05.2019).
Административное наказание назначено предприятию в пределах, установленных санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование административного органа о привлечении ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности.
Ссылка предприятия на нарушение апелляционным судом порядка рассмотрения его заявления об отводе нескольких судей является несостоятельной, поскольку такое заявление обоснованно было рассмотрено заместителем председателя Восьмого арбитражного апелляционного суда по правилам статьи 25 АПК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период). Резолютивная часть определения об отказе в удовлетворении заявления об отводе состава судей изготовлена 26.09.2019 и вопреки доводам ФКП "УЗКС МО РФ" размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов ранее размещения резолютивной части постановления по делу.
Возражения предприятия, изложенные в кассационной жалобе, относительно незаконности предписания управления были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.08.2019 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12187/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.