г. Тюмень |
|
3 февраля 2020 г. |
Дело N А46-18817/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" на решение от 14.06.2019 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 04.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-18817/2018, принятое по заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" (646045, Омская область, Марьяновский район, поселок Москаленский, улица Мира, дом 1 корпус А, квартира 1, ИНН 5520000616, ОГРН 1025501719847) к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (107139, город Москва, переулок Орликов, дом 1/11, ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3, ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) о признании незаконным бездействия, признании права на возмещение затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, обязании перечислить 4 640 735,67 руб. в счет возмещения затрат на уплату процентов.
При участии представителя крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" - Черевко Д.С. по доверенности от 05.01.2020 (до перерыва).
Суд установил:
крестьянское фермерское хозяйство "Земледелец" (далее - заявитель, КФХ "Земледелец", Хояйство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - заинтересованное лицо, Минсельхозпрод Омской области) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению КФХ "Земледелец" на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам; признании за КФХ "Земледелец" права на возмещение затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, заключенному с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк"; обязании перечислить в пользу КФХ "Земледелец" денежные средства в размере 4 640 735,67 руб. в счет возмещения затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по названному кредитному договору.
Решением от 14.06.2019 Арбитражного суда Омской области заявление Хозяйства удовлетворено частично, признано незаконным бездействие Минсельхозпрода Омской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению Хозяйства на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, на заинтересованное лицо возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Хозяйства на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023 в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области N 49-п от 20.02.2013 "Об утверждении положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 04.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. В удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Хозяйство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Минсельхоз Омской области просит судебные акты оставить без изменения, считая их обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что между КФХ "Земледелец" и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" заключен кредитный договор от 16.09.2015 N 150903/0023, в соответствии с которым КФХ "Земледелец" предоставлен кредит в размере 14 516 907,87 руб. на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования: Комбайн Challenger CH670B в комплекте.
По данному кредитному договору заявителем уплачены проценты по графику за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 в размере 4 640 735,67 руб.
Постановлением Правительства Омской области от 20.03.2013 N 49-п утверждено Положение о предоставлении в 2013-2015 годах из бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Хозяйство, полагая, что на основании указанного постановления Правительства Омской области ему должна быть предоставлена государственная поддержка в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, обратился в Минсельхоз Омской области с заявлением о выплате названной субсидии.
Бездействие Министерства, выразившееся в отсутствии письменного решения об отказе/предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 6, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 65 АПК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460, Положением о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (утверждено постановлением Правительства Омской области от 20.03.2013N 49-п), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к верным выводам об отсутствии со стороны Минсельхоз Омской области незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, что буквальное толкование приведенных выше нормативных положений свидетельствует о том, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении спорной субсидии по кредитам (займам) принимается Министерством только после прохождения кандидатом отбора инвестиционных проектов в Минсельхозе России.
Судами установлено, что Хозяйство обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии за период действия кредитного договора от 19.09.2014 N SA/2014/069/АМ. Письмом 15.01.2016 заинтересованным лицом в Комиссию по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Минсельхоза России направлена заявка на участие в отборе инвестиционных проектов на приобретение техники, в том числе по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, однако, ответа на заявку со стороны Минсельхоза России не поступило до настоящего времени.
В письменных объяснениях, предоставленных в суд, Минсельхоз России пояснил, что поскольку отбор инвестиционных проектов сверх установленных лимитов бюджетных ассигнований он осуществлять не вправе, инвестиционный проект КФХ "Земледелец", поступивший на отбор, не мог быть рассмотрен по причине недостаточности бюджетных средств на указанные цели.
С учетом установленных по делу обстоятельств кассационная инстанция поддерживает выводы суда апелляционной инстанции, что права на получение субсидии у заявителя не возникло, а непринятие Министерством решения о предоставлении субсидии (или отказе) правомерно, поскольку заинтересованное лицо на данном этапе не вправе самостоятельно принимать указанные виды решений.
Кассационная жалоба не содержит доводов о том, что Хозяйством заявлялись конкретные требования в отношении Минсельхоза России, не приводилось таких доводов к указанному заинтересованному лицу и в процессе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм бюджетного законодательства, в силу чего не являются основанием для отмены по существу правильно принятого судом апелляционной инстанции судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 04.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18817/2018 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.